4. СЕМИЧЛЕННАЯ ПРАКТИКА
Цель накопления заслуг — достижение высшего Просветления. Смысл Просветления не заключается в том, чтобы просто исчезнуть. В Тибете наивных и глупых людей часто в шутку называют «полностью просветленными», и такая ирония имеет под собой основание!
Аналогично, Лама Кончёг (Драгоценный лама) — это прозвище очень глупого человека, и, в самом деле, лучше не скажешь! Мы накапливаем заслуги с целью достичь Просветления, а под Просветлением понимаем состояние, свободное от всех омрачений, приводящее к всеведению и освобождению. Существо, наделенное таким состоянием ума, смогло бы постичь все необъятное количество феноменов в один единственный момент своего сознания, так как его понимание лишено загрязнений. «Даже не касаясь самого объекта, вы напрямую постигаете его природу». Можно соглашаться или нет с утверждением о том, что препятствия к всеведению существуют в форме проявленного сознания, но до тех пор, пока не устранено раздельное восприятие двух истин, нет никакой возможности достичь полного Просветления.
Что касается особенностей этих препятствий, то мнения ученых здесь разделяются: одни считают их разновидностью сознания, а другие объясняют их только в терминах остаточных отпечатков, которые не связаны с сознательным состоянием ума. Достижение состояния Просветления основывается на полном отказе от такого превратного понимания вещей. Чтобы достичь подобного состояния ума, практикующему необходимо в полной мере развить мудрость, постигающую пустоту. Для того, чтобы продвинуться в вопросе постижения пустоты, необходимо очищать все негативное и накапливать заслуги. Эти два последних вида деятельности должны выполняться всеми практиками Дхармы.
Несколько дополняя, мы можем говорить о трех видах деятельности: накоплении заслуг, очищении от негативных состояний и увеличении заслуг за счет сорадования.
Если вы хотите сделать подношение омовения, то делайте это сейчас. Визуализируйте резервуар воды в самом прекрасном из всех садов и затем пригласите существ поля заслуг. Если вы выполняете исключительно практики сутры, то совершайте омовение, визуализируя себя в форме бхикшу. Предложите омовение тем, кто отрекся от мира, став монахом (бхикшу), при этом визуализируйте в форме бхикшу и самого себя, а также предложите его тантрическим божествам, являя себя в облике божества, эманирующего богинь омовения. Выполнив омовение, визуализируйте, что существа поля заслуг возвращаются в свои обычные обители. Воды, которыми производилось омовение, стекают вниз в шесть миров и облегчают страдания находящихся там существ.
Представляйте, что все эти воды имеют природу нектара и лучей света, которые доставляют удовольствие существам шести миров. Хотя вы практикуете все это на уровне воображения, но за счет постоянного привыкания вашего ума, вы сможете в будущем действительно стать причиной возникновения такого результата. Цонкапа сказал, что поскольку на стадии порождения практикующий возникает из пустоты и превращается в божество, используя свое воображение, то должен наступить момент, когда такое превращение в божество из пустоты станет реальностью. Это очевидно, относится и к Иллюзорному Телу. Точно также, поскольку мы трудимся, чтобы достичь состояния, в котором можно оказывать помощь другим живым существам, мы должны тренировать себя в этом с самого начала пути, пусть даже на уровне воображения.
Помощь другим не должна оказываться исключительно на уровне визуализаций. Во время наших медитаций мы считаем всех живых существ Буддами, поэтому, закончив практики, мы должны помогать им так, как только можем. Если вы не можете помочь им, то, по крайне мере, не причиняйте вреда. Я считаю, что это также очень важный и практичный подход.
I.
ПростиранияПервой из семичленной практики является практика простираний.
За счет силы вдохновения гуру, возможно всего лишь за одно мгновение достичь даже абсолютных целей, таких как обретение трех тел, не говоря уже о временном счастье. Термин «мгновенно» не означает здесь моментальный отрезок времени, а относится к одной жизни в человеческом теле. Продолжительность нашей жизни — это всего лишь мгновение по сравнению с безначальным циклическим существованием.
...В этом месте простирания перед Гуру осуществляются посредством сил веры и устремленности, то есть посредством ума. Как объясняется, в этом месте практикующий может визуализировать все тела, которые он имел в своих прошлых жизнях и представлять, что все они выполняют физические простирания. Это нужно делать, сосредоточившись на всех фигурах поля заслуг.
II.
ПодношенияПрактикующий должен очистить трансформировать их, поэтому считается, что подносятся не сами эти субстанции, а скорее их преобразованный аспект. Эманируйте из своего сердца богинь подношения, держащих надлежащие субстанции.
Сделав подношения, они должны снова раствориться в вашем сердце. Другой способ — эманировать всех богинь подношения в одно и то же время, позволить им сделать подношения и растворить их всех в своем сердце, оставляя пять из них, которые связаны с пятью органами чувств. Эти пять растворяются затем в соответствующих божествах мандалы тела.
25.
Земля и небо наполняются цветами,
Прекрасными гирляндами из них.Здесь вначале предлагайте растения с цветами, а затем отдельные цветы и прекрасно составленные из них гирлянды, заполняющие все пространство и землю.
26.
Туман лазурный ароматных благовоний,
Клубится, плавно воспаряя к небесам.
Дым от благовоний имеет цвет лазурита и наполняет небеса, подобно облакам.27.
Ярчайший свет от многих солнц и лун,
От мириады драгоценных украшений,
А также от пылающих огнями ламп,
Трем тысячам миров дарует радость,
В них проникая и рассеивая тьму.Поскольку свет исходит от солнца и луны (независимо от того светит ли луна своим собственным светом или нет), практикующий может предложить их в качестве светильников. Здесь текст указывает на различные системы миров, поэтому визуализация света должна быть настолько яркой, чтобы он мог рассеять тьму во всех этих миллиардах миров.
28.
Бескрайние моря благоуханных вод,
Пропитанные сандалом и шафраном
До горизонта простираются вокруг.
Визуализируйте обширными, как океан, ароматы сандала и другие.29.
Изысканные яства и напитки,
Имеющие сотни вкусов разных,
Желанные и для богов, и для людей,
Собравшись вместе, образуют горы.30.
Три мира наполняются звучаньем
Прекрасных благозвучных переливов,
От всех на свете музыкальных инструментов.31.
Богини внутренних и внешних подношений,
Удерживая символы всех чувственных объектов:
Форм, осязаемых предметов, звуков, запахов и вкусов -
Собою наполняют все пространство.Это подношения пяти объектам органов чувств. Кроме того, данный текст Сделав подношения, визуализируйте, что эти богини растворяются в богинях подношения мандалы тела главной центральной фигуры. За счет силы растворения их в божествах мандалы, практикующий приобретает особую способность к обретению блаженства. Но для других видов субстанций подношения вы эманируете богинь, которые, сделав подношение, растворяются уже в вашем сердце. В практиках высшей йога-тантры это является важным.
32.
О Вы, Спасители и Будда-поле, высшее из всех!
Обитель состраданья и любви!
Всем Вам с благоговением и верой я подношу:
Четыре континента, Сумеру, 10 миллионов сфер;
Желанья всех богов и всех людей.Подношение мандалы имеет различные аспекты: внутренний, внешний и тайный. Внешний аспект соотносится с подношением системы вселенной; внутренняя мандала соотносится с подношением частей тела, визуализируемых в форме частей вселенной. Тайное подношение мандалы — это такой процесс, когда практикующий подносит проявление мудрости блаженства и пустоты. И когда в дальнейшем это проявление рассматривается как очень тонкий ветер и ум, то оно становится подношением мандалы таковости.
Структура вселенной разъясняется в текстах, но это не означает, что она действительно выглядит именно таким образом. Если кто-то придерживается позиции, которая противоречит непосредственному восприятию, то эта позиция не может считаться обоснованной, поскольку в соответствии с буддистскими законами мы приходим к заключению только через логический процесс, приводящий в конечном счете к непосредственному опыту; а то, что противоречит опыту, не может считаться обоснованной позицией. человек, который придерживается позиции, противоречащей логике, не может считаться подлинным мастером.
33.
Я совершаю наяву и в мыслях подношенья
Пленящих разум лотосов с бескрайних берегов
Обширного, как мудрость, океана,
Возросших из благих заслуг,
Из добродетелей сансары и нирваны.
Я подношу дары Самантабхадры,
Распространяя сотни тысяч ароматов;
Чудесный сад вселенской доброты.В этом разделе излагается подношение самой практики, которую выполняет ученик. Он составлен в поэтической форме и последовательно описывает данный процесс.
Визуализируйте огромный океан подношений — действительных и созданных ментально, среди которых и все ваши подношения — в форме очень большого лотоса. Визуализируйте всю добродетель, имеющуюся в этом мире и на всех других немирских уровнях, также в форме большого лотоса. Представляйте как все ваши добродетели приобретают форму лотосов. Визуализируйте пять путей сутраяны, а также особые пути тантры в форме прекрасного сада, что также образует подношение для гуру. Все это и является подношением вашей собственной практики.
34.
Я подношу китайский ароматный чай
Изысканных шафрановых оттенков,
Насыщенный богатством сотни вкусов…
Это подношение чая. «вместерожденный» характеризует тех, кто достиг реализаций за счет постижения Ясного Света стадии завершения. «вместерожденные» — это существа, начиная с тех, кто постиг сущность Ясного Света.
Это подношение таковости. когда практикующий нераздельно объединяет истинную мудрость блаженства, постигающую пустоту, с полным отсутствием дуалистического видения субъекта и объекта, то это помогает ему устранить все омрачения.
Эти строки содержат терминологию, которую можно встретить в работах по Дзогчену (Школа Великого Совершенства). Когда трактаты Школы Великого Совершенства говорят о таких понятиях, как кадаг (чистота) и лхундруб (спонтанность), то они делают это в терминах их нераздельности. Если мы будем, как и в некоторых других работах, трактовать смысл этой нераздельности только в понятиях спонтанности, являющейся по своей природе чистотой или пустотой, то мы не обнаружим в этом глубокого смысла. Но если мы будем понимать ее в терминах нераздельности субъекта и объекта — когда субъект включается в объект, — то объяснения школы Гелуг помогут лучше уяснить точку зрения Дзогчена на чистоту и спонтанность.
Что означает «спонтанность»? Поскольку мудрость нераздельности блаженства и пустоты обладает потенциальной способностью стать любой эманацией. Это возможно из-за «восходящего» ветра такого ума мудрости. Этот тонкий ветер становится явным, когда практикующий осознает, что мудрость и Иллюзорное Тело — это игра одного лишь ветра и ума. Спонтанность воспринимается как союз именно на основе такого понимания.
Поэтому абсолютная истина, то есть мудрость блаженства и пустоты, составляет одну часть, а относительная истина, которая рассматривается здесь как Иллюзорное Тело, составляет другую часть. Интеграция же этих двух частей в одну объединенную форму и означает спонтанность или союз. Такое состояние невыразимо и непостижимо.
Нераздельность двух истин считается высшим пониманием нераздельности блаженства и пустоты. Исконный санскритский термин понятия «абсолют» — параматха — означает также и нечто высшее. Таким образом, в контексте высшей йога-тантры, параматха саттая или абсолютная истина — это Ясный Свет. Когда мы говорим о спонтанности, то я считаю интерпретацию Дзогчена весьма полезной. Кадаг или чистота относится к абсолютной природе, как это разъяснено Буддой во втором повороте Колеса Учения. Понимание спонтанности должно раскрываться на основе фундаментальной природы ума Ясного Света.
В настоящем разделе необходимо достичь понимание союза, а объект, которому вы делаете подношение, должен восприниматься как реализованное результирующее состояние союза. Субстанции подношения также должны восприниматься как игра или проявление ветра и ума.
Я подношу на радость Вам себя,
Молю, повелевайте мной, как подданным своим,
Всегда, до самого скончания небес!Подношения, которые вы совершаете, могут принадлежать или не принадлежать вам, могут быть лишь ментальными образами, которые закладывают причины для будущих реальных подношений, но то, что вы можете поднести всегда, так это ваше собственное физическое тело. Просить ламу, чтобы он взял вас в качестве своего слуги, — очень важно.
На этом заканчивается раздел о подношениях.
III.
Покаяние38.
Перед Великим сострадательным Собраньем
С глубоким сожаленьем каюсь я
Во всех порочных неблагих деяньях,
Что в бесконечной череде времен
Я совершал иль побуждал других свершить…
Клянусь не повторять деяний тех вовек!Это раздел о покаянии или раскрытии [проступков]... Это происходит, главным образом, потому, что вы привыкли к негативным состояниям ума. А за счет силы таких состояний вы совершаете и негативные поступки. Все это доказывает, что вы накопили в прошлом огромное количество негативных факторов. И эти факторы должны быть очищены за счет очень большой силы раскаяния, идущей из глубин вашего сердца.
Если вы хотите выполнять эту практику очищения на основе Ваджрасаттвы, то вы можете визуализировать Ваджрасаттву, эманированного из сердца центральной фигуры и сидящего над вашим теменем. При этом вы начитываете мантру Ваджрасаттвы.
Он сидит над вашей макушкой, пока вы выполняете очистительную практику. Вы можете провести в этом месте и отдельную медитацию на Ваджрасаттве, порождая себя в облике этого божества. Что касается самого процесса очищения, то вы можете визуализировать нисходящее, восходящее и мгновенное очищение себя от всего негативного. Вы можете выполнять визуализацию получения четырех посвящений, сопровождая ее начитыванием мантры. В конце практики Ваджрасаттва, сидящий над вашей головой, растворяется в вас.
...Поскольку даже простое произнесение этих имен обладает такой великой силой, и поскольку наш язык воспроизводит звуки, я считаю, что совершенно правильно визуализировать все загрязнения на кончике языка и представлять, что они очищаются во время этого начитывания. Если вы выполняете простирания много раз, то очень хорошо продолжать повторение имен Будд исповедания.
Правильное покаяние требует наличия четырех сил: (1) силы основы; (2) силы раскаяния; (3) силы действенного противоядия; (4) силы намерения никогда более не совершать дурного. Как сказал великий Миларепа:
«Когда я изучал, может ли покаяние очистить загрязнения, то обнаружил, что это раскаяние очищает их».
Сила раскаяния — самая важная из всех. Вы должны действительно испытывать сожаление по поводу совершенных негативных поступков, обращаясь к глубинам вашего сердца. Мы совершили множество таких негативных действий в наших прошлых жизнях и даже в этой теперешней жизни. ... когда-то сказал, что сила наших негативных действий неудержима, как падающий валун, а сила наших добродетельных поступков подобна втаскиванию на гору осла. Это действительно так.
Наша практика добродетели в этой жизни крайне слаба, тогда как негативные действия очень сильны и затрагивают буквально все аспекты, включая мотивацию, подготовку и сами действия. Имеется множество препятствий для накопления даже этих слабых добродетелей. Кроме того, обладая сильной верой и интересом к Дхарме, мы стараемся ухватить высшие учения без учета своих реальных возможностей, а такой подход также таит в себе опасность. Поэтому, за счет наших врожденных невежественных тенденций, мы, вероятно, накопили в себе буквально все виды загрязнений. хотя мы принимаем решение очистить негативные накопления и их отпечатки у всех живых существ, мы все еще позволяем негативным аспектам оказывать влияние на нас самих. Это действительно печально.
Метод очищения всех прошлых действий — практика покаяния. Таким образом, поскольку вы знаете, как выполнять такое очищение, и имеете реальную возможность делать это, вам необходимо, начиная с этого момента, выполнять практику покаяния, которая даст вам ощущение свободы, а в конечном итоге позволит достичь освобождения. И затем, помятуя о величайших качествах тела, речи и ума Будд, вам нужно породить в себе следующее стремление: «Я никогда не буду скрывать от Вас любые негативные действия, совершенные мною, а буду раскрывать и очищать их». Хотя и могут существовать определенные негативные действия, к совершению которых у вас имеется склонность, на этом этапе очень важно принять твердое решение никогда не совершать их снова, даже ценой своей жизни. Несмотря на то, что вы можете с легкостью опять совершить эти негативные поступки, ваша решимость, как считается, не будет выглядеть ложью. Эта сильная решимость очень важна, так как она помогает выполнять очистительные практики.
IV.
Сорадование39.
Хотя все дхармы по своей природе
Подобны иллюзорным сновиденьям
И признаков врожденных лишены,
Я искренне сорадуюсь деяниям любым,
Что в мир приносят подлинное счастье.Это раздел о сорадовании. Здесь вам нужно восхищаться и испытывать радость от добродетелей, накопленных не только вами, но и другими живыми существами, буддами, архатами и так далее. Вы должны развивать в себе восхищение и радость, обращаясь к самым глубинам своего сердца. Однако такое отношение к добродетелям других не должно быть обусловлено завистью. Размышляйте о величайших качествах всех фигур поля заслуг и испытывайте вместе с ними радость. «Хотя все феномены на относительном уровне и лишены какого-либо иного существования кроме номинального, но поскольку позитивные причины порождают позитивные следствия, мне нужно радоваться деяниям других».
V.
ПосвящениеТеперь мы дошли до посвящения. Сосредоточьтесь на добродетелях, которые вы накопили за счет визуализации поля заслуг, выполнения практик простирания, очищения и всех других благих действий. Посвятите эти заслуги всем другим живым существам, включая вас самих, чтобы они смогли испытывать на себе постоянную заботу гуру на протяжении всех жизней. В результате такого подхода заслуги не иссякнут, а будут постоянно приносить свои плоды. Все это необходимо делать с сильным желанием. Изложение практики накопления заслуг с помощью медитации на поле заслуг закончено.