15. МЕСТО ПОКОЯ УМА
Концентрация - очень важный фактор для выполнения практики накопления мудрости. Прежде всего, практикующий должен создать условия для совершенной практики однонаправленного сосредоточения. Практика самадхи, или концентрации является общей как для буддистов, так и для небуддистов; не имея такой способности, вы не достигнете большого прогресса на духовном пути. Для нас, занимающихся практикой, соединяющей в себе учения сутры и тантры, и в особенности высшей йога-тантры, очень важно достичь однонаправленной концентрации, позволяющей сосредоточить всю свою энергию на определенном объекте.
Необходимым условием для выполнения практики однонаправленного сосредоточения, или, другими словами, достижения места покоя ума: являются несовершение активных действий, изучение текстов, касающихся обретения сосредоточенности, придание своему телу правильной позы и так далее.
Для выполнения самой практики можно выбрать любой объект. Но лучше всего в качестве объекта сосредоточения взять изображение. Выполняя практику йоги божеств, вы можете визуализировать объект медитации в пространстве перед собой или представить себе, как образ, находящийся на макушке, растворяется в вас, и вы сами превращаетесь в Будду. мы выполняем такую визуализацию, либо видим объект перед собой, либо визуализируем самого себя в качестве Будды.
Как я уже говорил раньше, для одних лучше выполнять визуализацию с закрытыми глазами, для других - хотя сначала это может показаться сложным - правильнее будет сразу выработать привычку медитировать, не закрывая глаза. В будущем это может оказаться очень полезным. Если же они в начале медитации станут закрывать их, то в момент открытия покой ума может быть сильно нарушен. поскольку вы занимаетесь развитием однонаправленного сосредоточения на базе ментального сознания, а не на уровне органов чувств, очень полезно выработать привычку медитировать с открытыми глазами, совершенно не обращая внимания на сознание зрительного восприятия. Таким образом вы сможете научиться полностью исключать условия, способствующие возникновению сознания, воспринимающего зрительные образы.
Теперь, приступив к выполнению медитации для достижения покоя ума, сосредоточьтесь умом на выбранном объекте и сохраняйте однонаправленную концентрацию. Если какое-либо свойство выбранного объекта, например цвет, изменится, вы должны постараться в своей медитации восстановить тот цвет, который был выбрал изначально. Нельзя позволять своему уму подпадать под власть различных препятствующих факторов. Очень важно с самого начала развить в себе твердую решимость (даже если речь идет об очень коротком периоде медитации) относительно того, что ваше созерцание будет совершенным, свободным от умственной вялости и излишнего возбуждения и что вы не станете отвлекаться от выбранного вами объекта.
Затем, в процессе самой медитации, важно никогда не терять выбранного вами объекта. Если ваш ум сосредоточен и направлен на объект созерцания, то он должен пребывать в расслабленном состоянии, но в случае слишком сильного расслабления существует опасность впасть в сонливость. Поэтому при однонаправленной концентрации вы должны поддерживать определенную степень напряженности, как если бы ваш ум растворялся в выбранном объекте медитации. Очень важно уметь сочетать напряжение и расслабленность. В результате сочетания этих двух факторов ясность ума при медитации увеличится. Если же вы попытаетесь слишком сильно расслабиться с самого начала, это не позволит вам достичь большого успеха.
Для того чтобы в совершенстве овладеть техникой медитации успокоения ума, вы должны для преодоления пяти главных препятствий в достижении покоя ума применить восемь противодействующих сил. Одним из препятствий является лень, и, чтобы побороть ее, существуют четыре противодействующие силы: вера в действенность медитативного сосредоточения; глубокий интерес и уважение к этой практике в результате знания ее благих результатов; приятное усилие и гибкость ума. Памятование является силой, противоположной той, которая приводит к потере концентрации на объекте.
Внимательность позволяет вам отмечать снижение напряжения и излишнее возбуждение ума. Эта способность к наблюдению за собой вам жизненно необходима.
Уровни практикующих бывают самыми разными. Некоторые из них, те, чья внимательность очень велика, могут предотвратить снижение внимания в самом начале, получая как бы предупреждение в тот момент, когда опасность еще только готова возникнуть. Те, у кого внимательность не столь велика, могут остановить снижение внимания только после того, как этот процесс начался. Существуют различные виды снижения внимания - грубый и тонкий. Причина возникновения этого состоит в том, что ум слишком сильно расслаблен; чтобы остановить начавшийся процесс, вы должны вернуть напряженность ума и повысить внимательность. Это можно сделать, визуализируя яркий свет, а также представляя себе, как ваш ум вылетает в пространство и парит в нем. Такие созерцания очень эффективны, они позволяют преодолеть угасание сознания.
Другой ошибкой, мешающей достижению состояния однонаправленности сознания, является блуждание, или рассеянность ума. Эффективным средством преодоления этого состояния являются такие визуализации, которые позволят вам повернуть внимание вовнутрь и испытать чувство отвержения мира.
Самое главное - это поддерживать ровное состояние внимательности и однонаправленности ума, не позволяя ему впадать в сонливость или становиться чрезмерно возбужденным. Вас не должно удовлетворять одно лишь достижение стабильной визуализации; одновременно с этим должны присутствовать ясность и интенсивность внутреннего переживания. Воображаемый образ должен восприниматься ясно и быть стабильным.
Выполняя практику однонаправленной концентрации, вы сможете обрести совершенный покой.
достижение состояния покоя посредством медитации на свой собственный ум очень плодотворно и принесет хорошие результаты.
16. МУДРОСТЬ ОСОБОГО ПОСТИЖЕНИЯ
Далее следует практика мудрости, основанная на развитии випашьяны, или особого постижения.
Сама медитация особого постижения объясняется здесь в терминах созерцания отсутствия природы "я" в самом себе и во внешних объектах. Когда у вас возникает мысль, схватывающая природу "Я", она сначала сосредоточивается на внешних объектах, которые и возникают в первую очередь, что со своей стороны приводит к эгоистическому представлению о самобытие вашего собственного "я". Однако выполнение медитации на отсутствии самобытия личного "я" до медитации об отсутствии самобытия внешних предметов является более эффективным и мощным методом в силу большей значимости для вас первого из этих объектов.
ОТСУТСТВИЕ САМОБЫТИЯ ЛИЧНОСТИ
Выполняя медитацию на отсутствии самобытия личности, подумайте о том, что "я" это не более чем наименование, приписанное некоторому комплекту физических и ментальных составляющих. Например, в настоящий момент давайте поищем это самое "я". Вы обнаружите, что его невозможно отыскать в ваших физических или ментальных составляющих. Оно не находится ни в одном из четырех первоэлементов, из которых состоит ваше тело. Личность - это всего лишь наименование, приписанное им, а значит, существует только номинально. Нет такой личности, которая существует сама по себе, в истинном смысле и независимо.
В традиции говорится, что очень действенным и мощным методом является анализ отсутствия самобытия по четырем кардинальным пунктам. Это: 1) установление объекта отрицания; 2) установление проникновения (в объект рассмотрения); 3) установление отсутствия единства и 4) установление отсутствия множественности.
Итак, первый пункт - установление объекта отрицания. Все мы имеем внутри себя присущее нам ощущение того, что наше "я" существует само по себе и есть нечто самоочевидное. Особенно сильно вы ощущаете свое "я" при возникновении сильных эмоций. В этих условиях вы испытываете интенсивное ощущение наличия "я", или самости. В этот момент вы должны краешком своего сознания попытаться увидеть, каким образом это "я", или личность возникает в вас и как вы к ней относитесь.
Тогда вы сможете установить форму переживания этого внутреннего настроя, связанного со схватыванием своего "я", и то, каким образом личность, ваше собственное "я", появляется в сознании. Естественным для нас состоянием является восприятие "я" как существующего изначально, истинно и полностью независимого от нашего тела и ума. Вам может показаться, что оно подобно хозяину, который управляет телом и умом, - полностью независимая сущность, которая, как кажется, имеет прочное существование. На основе этого ложного представления возникают все негативные эмоции, такие, как, например, вожделение и гнев.
Если вы предпримите вышеописанную медитацию, вы сможете на своем собственном опыте убедиться, что "я" есть результат этого ложного представления. Проделав такой анализ, вы придете к состоянию, в котором окажетесь совершенно неспособны усмотреть в чем бы то ни было "я", или личность и сделаете вывод о том, что личность существует только как наименование.
Очень важно соотнести этот анализ со своим собственным образом мышления. Вы можете рассуждать так: если вещи, "я", или личность существуют именно таким образом, как они видятся вам, то при аналитическом рассмотрении вы должны были бы обнаружить сущность за всеми этими наименованиями. Но вы не можете найти ее; в результате проведенного анализа обнаружилась ложность этой предпосылки! Следуя указаниям аналитического рассмотрения, приведенным выше, вы сможете еще яснее увидеть, что представление о "я" возникает в результате ложной установки сознания. Так устанавливается объект отрицания.
Второй кардинальный пункт - это установление проникновения (в рассматриваемый объект).
Третий пункт - установление отсутствия единства. Это осуществляется путем рассмотрения, является ли "я", или личность полностью единой с психофизическими совокупностями ("скандхи"), составляя с ними одно целое. Принимая это, мы немедленно приходим к противоречию: если скандх много, то и "я" должно быть несколько. Кроме того, если наша нынешняя жизнь прекратится в момент смерти, то и "я" в таком случае тоже должно в этот момент исчезнуть. Далее, если "я", или личность составляют со скандхами единое целое, то откуда взяться естественному ощущению того, что оно является их господином и что скандхи находятся в подчиненном к нему отношении? И наконец, как можно логически утверждать, что то, что составляет основу обозначения, и само обозначение являются одной и той же вещью?
Для установления отсутствия множественности подумайте о том, что если "я", или личность существует независимо, отдельно от скандх, то после их мысленного удаления мы должны получить возможность указать на это "я", существующее само по себе, а это не так. Если бы "я" было совершенно отлично и существовало отдельно от скандх, то не должно было бы быть никакой связи между ним и скандхами.
Таким образом, изучая этот вопрос, вы не сможете найти личность, или "я": это представление не выдерживает столь скрупулезного анализа. Если бы личность существовала сама по себе, истинно и независимо, то она выдерживала бы любое аналитическое рассмотрение. Используя аналитический подход, вы сможете достичь такого состояния, когда для вас не будет существовать "я", воспринимаемого вами таким образом в силу ложных представлений. И вы сможете поставить под сомнение вашу естественную веру в самобытие "я", или личности, которая сейчас видится вам такой самоочевидной вещью.
Как объясняет Цонкапа, вы придете к выводу, что "я", или личность - это только обозначение, приписываемое психофизическим совокупностям. Такое понимание и есть постижение отсутствия личного "я". Углубляя свое понимание этого вопроса и укрепляя его постоянной медитацией, вы сможете развить его до состояния прямого интуитивного опыта.
Если какой-либо уровень постижения отсутствия индивидуального "я" дает вам, будучи достигнутым, переживание пустотности в приложении к другим явлениям, то, значит, это истинное понимание на тонком уровне. Понимание всех уровней отсутствия индивидуального "я" очень важно, поскольку это ведет к постижению окончательной и абсолютной природы вещей, пустотности.
Развив в себе такого рода уверенность и удостоверившись в своем постижении отсутствия самобытия личности и того, что личность - это только наименование, приписанное психофизическим совокупностям, вы должны поддерживать в себе состояние медитативного равновесия. Когда убежденность ослабевает, вы должны укрепить ее посредством применения вышеописанного аналитического процесса. Пребывая в состоянии медитативного равновесия, важно следить за тем, чтобы в своей концентрации вы были полностью погружены в простое переживание отсутствия и полного отрицания наличия самобытия личности, не вдаваясь ни в какие рассуждения относительно других уровней существования.
А вот в послемедитативные периоды практикующий приходит к постижению относительной природы явлений. Хотя явления лишены истинного самобытия, но каким-то способом они все-таки существуют, и вы можете сделать вывод, что способ их существования - относительный. Тогда вы сможете воспринимать все явления так, будто они являются иллюзией. Нет необходимости прикладывать много усилий для достижения такого рода опыта: если ваше понимание отсутствия самобытия или пустотности в течении медитации достигло определенной степени совершенства, то в постмедитативный период понимание иллюзорности относительной реальности - факт того, что хотя явления и видятся одним образом, но существуют они по-другому, - придет само собой.
ОТСУТСТВИЕ САМОБЫТИЯ ВНЕШНИХ ОБЪЕКТОВ
….Короче говоря, вы должны добиться понимания того, что не только ваша собственная личность, но и все явления лишены истинного самобытия и иллюзорны в том смысле, что хотя они и являются нам как истинно существующие, но на самом деле лишены этого качества.
Такова медитация на пустотности всех явлений. Медитация на пустотности несоставных феноменов очень важна, особенно когда вы рассматриваете отсутствие самобытия самой пустоты. Отрицая истинное самобытие всех объектов, вы можете начать усматривать в самой пустотности качество самобытия по причине ее абсолютной природы. Но пустота, так же как и все прочие феномены, лишена истинного самобытия. Не существует независимой или наделенной самобытием пустоты, которая бы не зависела от рассматривающего ее субъекта. Пустота это всегда только лишь качество или свойство, и нет никакой пустоты, независимой от того основания, относительно которого она устанавливается.
Таким образом, пустота - это наименование, приписанное некоторому основанию, как, например, пустота вазы - это не что иное, как абсолютная природа вазы. Само отсутствие или отрицание самобытия вазы и есть пустота. Ваза как субъект пуста, так же как и ее качество пустотности.
Очень важно избавиться от ложного понимания пустоты как чего-то истинно существующего.
ДОПОЛНЕНИЕ 1
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И ЗАПОВЕДИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРАКТИКОЙ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА:
Не допускайте, чтобы ваша практика сделала вас высокомерным.
Не позволяйте себе обособляться от других.
Никогда не думайте о чужих падениях, даже если вам доведется увидеть их.
Оставьте всякие помыслы о личном воздаянии за вашу практику преобразования мышления.
Не позволяйте, чтобы яд самовлюбленности и представлений о самобытие вещей загрязнял ваши добрые дела.
Не сердитесь на тех, кто причинил вам зло.
ЗАПОВЕДИ:
Приступая к любой деятельности, думайте о том, как принести счастье другим.
Осуществляйте свою практику, сохраняя альтруистическое настроение, помня о своем равенстве со всеми, о своей готовности поменяться с ними местами.
Совершая любое благое дело, начинайте его с развития мотивации бодхичитты, а заканчивайте посвящением заслуг.
Преобразуйте все свои жизненные обстоятельства, как желательные, так и нежелательные, таким образом, чтобы они служили дополнением к вашей практике преобразования мышления.
Сохраняйте непреклонную радость от практики преобразования мышления;
Во время практики преобразования мышления постоянно сохраняйте чувство единения с другими людьми.
Особенно тщательно выполняйте медитацию на чувстве любви и сострадания к своему врагу.
Никогда не ожидайте наступлений благоприятных внешних обстоятельств для своей практики.
Совершайте устойчивую и непрерывную практику.
Мобилизуйте всю вашу способность к однонаправленной концентрации и не допускайте сомнений и неуверенности.
Не обращайте внимания на мелкие происшествия и замечания.
Не старайтесь обрести уважение и репутацию благодаря вашей практике.
Избегайте непостоянства.
Сорок шесть вторичных падений:Восхвалять себя и унижать других.
Семь падений с точки зрения щедрости:
Не отвечать на вопросы из презрения, хотя вы и можете ответить на них.
Девять падений с точки зрения моральной чистоты:
Пренебрегать теми или избегать тех, кто совершил любое из пяти ужасных преступлений или нарушил обеты индивидуального освобождения или выразил к ним презрение.
Соблюдать малые заповеди, когда обстоятельства требуют их нарушения ради принесения большой пользы другим.
Не совершать семь неблагоприятных поступков телом и речью, когда этого требуют законы всеобщей любви и сострадания.
падения с точки зрения терпенияУклоняться от тех, кто злится на вас.
падения с точки зрения приятного усилияРастрачивать силы по пустякам; не бороться с ленью и привычкой к долгому сну и медлительности.
Иметь склонность к пустой болтовне.
падения с точки зрения концентрации1. Не искать подходящих условий для достижения однонаправленной концентрации.
2. Не пытаться устранить то, что мешает концентрации.
3. Считать главной целью концентрации переживание наслаждения.
Восемь падений с точки зрения мудрости1. Избегать учений Малой Колесницы, исходя из того, что практикующий учение Великой Колесницы в них не нуждается.
2. Бессмысленно растрачивать свои силы по мелочам, вмести того чтобы следовать по пути выбранной практики.
3. Предпринимать изучение того, что не связано с дхармой.
Двенадцать падений с точки зрения помощи другим
...Не указывать путь дхармы тем, кто полностью погружен в заботы о настоящей жизни.