ХОЛОТРОПНОЕ ДЫХАНИЕ
Музыка, сочетающая стабильный ритм и объединенная интересной музыкальной темой, может давать достаточно вариаций внутри одного отрывка, чтобы служить основанием для многих видов переживаний в расширенном состоянии сознания.
Типы музыки
1. Легкая побуждающая, помогающая дыханию. Еще более стимулирующая дыхание.
2. Барабан или этническая ритмичная (играть, пока ритмичное движение в комнате не спадет).
3. Драматическая (играть, пока драма не пойдет на спад).
4. Сердечная (открытость, теплота, музыка полета).
5. Созерцательная (спокойная, но еще достаточно интенсивная музыка, которая может служить основой для продолжения работы).
Второй тип музыки сильнее стимулирует необычные состояния сознания, продолжительное ритмическое дыхание и мощный эмоциональный ответ.
Третий тип музыки начинается в то время, когда все уже находятся в необычном состоянии сознания, и ритмическая активность сменяется драматической выразительностью. Это мощная музыка, вызывающая эмоции, силу, борьбу и кульминацию. Обычно такая музыка сложнее, чем два первых типа.
Четвертый тип музыки начинается после максимума активности и выразительности. Она обладает полнотой, чувством открытости сердца и полета. Кроме того, она должна быть достаточно сложной, чтобы поддерживать продолжение работы для тех, кто еще ощущает остроту.
Пятый и последний тип музыки — это мощная и созерцательная музыка. Она должна звучать с того момента, когда большинство драматических проявлений закончено, и до тех пор, пока все участники не покинут комнату. В течение этого периода может быть проведена работа с телом для интеграции незавершенного материала. Таким образом, музыка в это время должна быть достаточно мощной для того, чтобы поддерживать и борьбу, и эмоциональность, и в то же время быть созерцательной и фантастической
Радикальное же решение состоит не в том, чтобы через повторение травмирующих ситуаций как-то очиститься, что-то осознать и через это каким-то чудом исцелиться, а в том, чтобы набрать такое количество жизненных сил, осознавания, приобрести методы сдерживания, чтобы не попадать прежде всего в колеи травмирующих ситуаций, вовремя их опознавая, а еще лучше — не подпитывать ни каплей энергии вращение пластинки психотерапевтического патефона, убедительно вовлекающего нас в миф об онтологической реальности травмы.
единственное радикальное средство — это осознавание и тренировка,
Танец холонавтаОптимальную стратегию дышащего можно описать очень коротко: быть совершенным актером. Что значит быть совершенным актером? Это значит быть полностью в переживании, но не быть этим переживанием. совершенный актер всегда свободен. В чем естественность игры совершенного актера? В том, что он находится в образе, но не повязан ролью, он действительно живет в ней. Поэтому быть в переживании — значит не навязывать себе никакого переживания, не программировать переживания, принимать все, что приходит по всем слоям. По слою тела какие-то чувства возникают — не отбрасывайте их, если захочется двигаться — двигайтесь, входите в роль человека, который занимается глубинной работой, сохраняя ощущение легкости игры, какой бы сложной ни была эта роль в данный момент.
Дышите более глубоко и часто в течение часа. Дыхание является важнейшим катализатором необычных состояний сознания. Держите глаза закрытыми для сосредоточения на внутренних переживаниях.
Если вы замечаете, что слишком захвачены мыслями, направьте внимание на тело и сосредоточьтесь на дыхании или на музыке., позвольте ее вибрациям проникнуть в тело и сфокусируйтесь на дыхании.
переместите внимание на себя и на ощущения в своем теле. Вместо того чтобы отвлекаться на что-то внешнее и заниматься бесконечными эмоциональными проецированиями, лучше войти в контакт с переживаемыми энергиями, выразить их и освободиться от них.
Не программируйте переживания, пусть то, что возникает, будет спонтанным актом, неожиданным для вас самих — свободным танцем тела, энергии и мысли.
Будьте совершенным актером: полностью находясь в роли, в переживании, в то же время будьте над всякой ролью, вне всякого переживания.
Вы сами решаете, когда закончить дыхание. Как правило, сессия приходит к своему естественному завершению в течение 1,5 — 2,5 ча¬сов.
Несколько слов о дыханииДыхание должно быть связным, то есть между вдохом и выдохом, выдохом и вдохом не должно быть никакого разрыва. Если после начальной стадии, когда возникает естественная пауза в дыхании, сохранять усиленное дыхание, переживание будет еще сильнее углубляться.
Дыхание должно быть глубже и чаще, чем обычное. Необычное состояние будет возникать, если через дыхательную систему прокачивается большее количество кислорода. Не допускайте пауз между вдохом и выдохом, постарайтесь, чтобы дыхание было связным. Вследствие гипервентиляции в биохимии тела происходят химические изменения, которые и катализируют необычные состояния сознания.
РелаксацияЦель проведения релаксации в том, чтобы помочь участникам присутствовать в настоящем моменте, осознавая свое тело, чувства и мысли, и войти в переживание с максимально возможной открытостью, доверием и свободой от ожиданий.
Дыхательная работа приходит к завершению в течение полутора-двух часов. Дышащие сами решают, когда их сессия закончена.
ВАЙВЕЙШН. ЖИЗНЬ КАК ОКЕАН БЛАЖЕНСТВА
ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ ВАЙВЕЙШН
Пять элементов, выдвинутые в интегративном ребефинге в конце 1970-х годов (Дж. Ленард, Ф. Лаут), — неотъемлемые составляющие элементы процесса связного дыхания:
• циклическое дыхание,
• полное расслабление,
• детальное осознание,
• интеграция в экстаз,
• делайте то, что вы делаете, желания достаточно.
ЭТО ВАЙВЕЙШН...
Жизнь создана для экстаза. Нирвана и сансхара — одно и то же.
Жизнь, твое тело, твое дыхание, то, что ты видишь, слышишь, обоняешь, чувствуешь прямо сейчас, — это полный и гармоничный океан блаженства.
А жизнь бурлит, играет, брызжет красками и шепчет: «Откройся, прими, расслабься, напейся соками моими...»
Вайвейшн — это когда твои уши открыты голосу жизни.
Вот безбрежный океан жизни — океан блаженства. Прямо сейчас ты можешь прильнуть губами к его водам.
Ты можешь — это вайвейшн.
Вайвейшн можно свести к нескольким предложениям:
1. Найди самое сильное ощущение в своем теле и дыши через него.
2. Заметь самые тонкие изменения.
3. Интегрируй в экстаз.
1.
Ходьба с зажимамиПродолжая идти, напрягите до предела правую руку... левую руку... Всю верхнюю половину тела... левую ногу... правую ногу... обе ноги... Всю нижнюю половину тела... поясницу... Представьте себе, что вы маленькие дети... роботы... старики... Представьте себе, что масса вашего тела увеличилась в два раза... Представьте себе, что ваше тело практически невесомо... Представьте себе, что вам надо торопиться, но делать это очень не хочется... Представьте себе, что все внутри вас бежит, а вы себя сдерживаете...
Упражнение заканчивается ходьбой в свободном темпе.
2.
Звери, птицы, рыбыУчастники идут друг за другом по кругу.
Представьте себя хищной птицей... маленьким цыпленком... кошкой (домашней или дикой, как вам больше нравится)... слоном... снова птицей... рыбой... бабочкой... Представьте себя любым зверем. Таким, который вам ближе всего, на которого вы похожи, побудьте им. Как он двигается, какие звуки издает? Каково вам в обличьи этого зверя? А теперь вы снова люди. Темп движения — спокойный. Сделайте несколько глубоких вдохов. Упражнение закончено.
3.
ЗоопаркМы в зоопарке. Представьте себя зверем — своим анти-подом (зверем, которого вы менее всего напоминаете, привычки которого противоположны вашим). Станьте этим зверем. Придайте своему телу положение, характерное для него.
Клетки раскрылись, звери выбрались на волю и разгуливают по зоопарку. Приглядываются, принюхиваются, взаимодействуют, если хотят. Возможны проявления любопытства, агрессии, самообороны (без прямого контакта). Возможна любая вокализация, кроме слов...
Приглядите себе пару — зверя или птицу, с которым вы могли бы находиться рядом, взаимодействовать или просто сосуществовать без (взаимного напряжения. Повзаимодействуйте...
Релаксациячем лучше клиент может расслабиться, тем плодотворнее он сможет работать со своей психической реальностью.
Именно существование специфических мышечных паттернов напряжения, формирующих «социальное тело», создает основное затруднение на пути к релаксации.Однако, к любому человеку всегда можно индивидуально подобрать технику расслабления. у каждого человека есть «кинестетический ключ» к релаксации. Обычно это «поза сна» — то положение тела, в котором человек засыпает. Многочисленные эксперименты с релаксационными техниками показали, что расслабление наиболее успешно, если провести его в «позе сна».
Цель релаксации в том, чтобы помочь присутствовать в моменте, осознавая свое тело, чувства и мысли, и войти в переживание с наибольшей открытостью, доверием и свободой от ожиданий, а также войти в «тело сновидения», в состояние спонтанной активности индивидуального свободного сознания.
Третья фаза не сводится ни к одной известной дыхательной психотехнике. Остается одно требование — связность, все другие законы и требования к дыханию полностью отменяются.
Мы можем обозначить эту стадию как спонтанное дыхание, и спонтанность понимается как интуитивная адекватность любой возникающей в процессе дыхания новой ситуации.
На многих семинарах, проведенных в стиле ДМД, я говорил еще о хаотическом (имея в виду неподчиненность методу и технике) или потоковом дыхании. Потоковость при этом понимался как единое нерасчлененное переживание дыхания-музыки-движения. В жизни такие неуправляемые состояния называются емким словом «несет». Нужно на-столько отпустить контроль Эго, стремление управлять процессом, чтобы осталось место только удивлению тому, что происходит.
На этом этапе уже нет контроля над дыханием. Связное дыхание осуществляется как бы само собой, но при этом обладает постоянным соответствием к интегрируемому материалу. Дыхание «отпускается». Само «отпускание» дыхания способствует не только возникновению спонтанности в движениях, но и приходу в поле сознания наиболее важных, но вытесняемых Эго эмоций и состояний, сюжетов и чувств, идей и образов, которые актуальны для достижения большей целостности личности. На этой стадии необходимо запустить тот универсальный механизм интеграции, когда человек научается спонтанно (интуитивно) управлять своим дыханием, а значит, и своей психикой, духом, жизнью во всей ее целостности.
Уже нет ни субъекта, ни объекта в дыхательном процессе в том смысле, что есть единый поток сознания-переживания, и процесс не является актом, действием, работой по интеграции и трансформации, а есть целостный поток дыхания, осознания, ощущений, чувств, образов, сокровенных идей и символов.
Возможны любые структуры дыхания и соотношения вдоха и выдоха — вдох за секунду и выдох за минуту, вдох за минуту и немедленный полный выдох, издавание звукоформ и быстрое поверхностное дыхание с педалированным выдохом и т. д. Более того, поощряйте необычность дыхания, хаос в потоке дыхания.
Четвертая фаза стратегически является завершающим процесс ДМД. После спонтанного дыхания осуществляется переход на медленное и поверхностное дыхание. При этом происходит полная мышечная релаксация
Данная фаза продолжается 15 — 25 минут и предполагает полный возврат по физиологическим, нейропсихологическим и психологическим параметрам на стартовый уровень вхождения в процесс. Таким образом, после дыхательного процесса клиент возвращается в привычное, обыденное состояние сознания. Мы считаем данную фазу чрезвычайно важной, так как она позволяет завершить процесс. Правильное прохождение процесса предполагает ситуацию, когда нет необходимости дополнительно использовать ни техники фокусированной работы с телом, ни другие техники интеграции, кроме классического проговора.
Визуализация СмертиВ течение минуты медленно и постепенно закрывайте глаза. Превратите это в целый процесс. Посмотрите, как исчезают предметы... цвета... свет и тени... и вы погружаетесь в темноту. А сейчас, когда вы уже очутились в темноте, смените фокус вашего осознания и направьте его на ваше тело. Почувствуйте свои ноги, бедра, ягодицы, низ живота, живот, грудную клетку, плечевой пояс, руки, шею, голову... Расслабьте свое тело. Дышите связно, медленно и поверхностно. При этом с каждым вдохом и выдохом расслабляйтесь все глубже и глубже. Позвольте вашему телу погрузиться в расслабление, как в теплую воду, когда оно почти ничего не чувствует. Расслабляемся еще глубже... тишина и покой... тишина и покой. Вы уже очень глубоко расслаблены.
Попробуйте из этой глубины, покоя и расслабленности направить ваше внимание на кожные ощущения, которые возникают при соприкосновении вашей спины с фактурой рубашки или майки. Попробуйте еще тоньше почувствовать все ощущения на вашей спине: все бесконечное множество контактов, холод, тепло, ощущение давления, напряжения...
А сейчас попробуйте представить, как за спиной слева и чуть-чуть сзади стоит ваша смерть. Почувствуйте ее присутствие — за спиной... слева и чуть-чуть сзади. Теплом веет от нее или холодом... Напрягаетесь вы или расслабляетесь в ее присутствии... Комфортно вам или дискомфортно... Страшно вам... Какие мысли приходят в поле вашего осознания прямо сейчас...
Представьте образ смерти. На что или на кого это похоже. Что вы чувствуете, видя перед собой образ вашей смерти.
Попробуйте ближе познакомиться с этим образом, лучше почувствовать эту силу. Не отгоняйте ее. Она с вами с момента вашего зачатия. Примите ее и попросите у нее помощи при прохождении предстоящей инициации.
Посвящение в СмертьПроцедура проведенияВначале в течение 10—15 минут участники дышат «хаотическим дыханием», в котором самое главное — поддерживать связное дыхание, при этом неважно, насколько релаксирован выдох, воспроизводятся звуки или нет, насколько сбалансированы или дисбалансированы вдох и выдох, педалирован выдох или полностью релаксирован.Все как в жизни — синтез хаоса и организованности — «хаотическое дыхание».
После этого звучит гонг, ведущий говорит: «Стоп» — и происходит задержка дыхания. Все участники тренинга ложатся на спину. С этого момента и начинается путешествие, которое мы обозначили как «Инициация смерти».
«Уже в настоящем есть будущее. Попробуйте погрузиться в день ваших похорон. Как всех смертных, и тебя провожают в последний путь другие, такие же, как и ты, — смертные. Посмотрите на ваше тело. Во что оно одето? Посмотрите на людей, которые вас провожают. Кто они? Присмотритесь к ним. Кто вас несет к последнему пристанищу? Звучит музыка... Люди начинают говорить прощальные речи. Прислушайтесь к ним. Что они говорят?..
И вот уже сказаны все речи. И ваша ладья спускается в чрево земли. Из праха в прах. Сверху падает земля. Сначала осторожно, комок за комком. И вот наступает тишина. Не слышно звуков обыденной жизни.
Прямо сейчас посмотрите на изменения в теле. Посмотрите снаружи, как оно раздувается, темнеет, лопается кожа и уходят воды. И в это время в теле, которое служило вашему сознанию и духу надежным вместилищем, начинается другая жизнь — черви, маленькие и большие, начинают свой пир. Попробуйте созерцать изменения в теле. Попробуйте увидеть скелет, покрытый мясом, кровоточащее тело, скрепленное лишь сухожилиями. Скелет с обрывками мяса, запятнанный кровью, скрепленный сухожилиями. Скелет, лишенный мяса, удерживаемый сухожилиями. Кости, не скрепленные друг с другом, как напоминание о том, что был когда-то скелет. И вот кости белеют, постепенно теряют форму, и все истлевает, превращается в пыль...
А сейчас почувствуйте свое тело и попробуйте осознать, что оно так устроено и не избегнет этой участи.
Вы уже готовы принять ту силу, которая в жизни называется смертью. Еще раз пригласите в поле вашего осознания образ смерти. Попробуйте принять ее просто как силу, бесконечно мудрую, добрую, глубокую...
Почувствуйте свое тело, поприветствуйте все те ощущения, которые есть в вашем теле.
Почувствуйте, что ваше тело стало сильнее и жизненнее за время этой инициации. Вздохните медленно и глубоко. Потянитесь всем телом, если хотите, и ощутите потоки энергии в теле.
Сделайте несколько глубоких, медленных вдохов и выдохов. Почувствуйте себя «здесь и сейчас» и откройте глаза».
Проведите общий проговор.
«Пауза — это смерть, делая паузу, мы кормим смерть».+++
«Я выбираю жизнь», —«Я выбираю жизнь!!!»
Третий способДля того чтобы изменить отрицательную мысль на положительную, нужно глубоко вздохнуть и на вдохе принять новую мысль, отбросив на выдохе старую.
Аффирмация — это положительная мысль, которую вы можете сознательно выбрать для того, чтобы вовлечь ее в ваше сознание с целью достижения желаемого результата.
Другими словами, вы задаете вашему разуму целенаправленную мысль. Ваш разум обязательно создаст то, что вы хотите, если вы дадите ему шанс. Путем повторения вы можете пополнить свой разум положительными мыслями и достичь желаемой цели. Существуют различные пути использования аффирмации.
Возможно, самым простым и самым эффективным является путь, когда каждая аффирмация прописывается на листке бумаги 10 — 20 раз, а справа вы оставляете поле для эмоционального «ответа». То есть слева записывается аффирмация, а справа — те соображения, ощущения, страхи, умозаключения, которые могут возникнуть. Продолжайте повторять аффирмацию и следите, как изменяются ваши «ответы» справа. Мощная аффирмация выявит все негативные мысли, собранные в вашем подсознании, и у вас появится прекрасная возможность обнаружить, что же стоит между вами и вашей целью. Повторение аффирмации одновременно производит впечатление на ваш разум и стирает старую мысленную установку, производя непрерывные желаемые изменения в вашей жизни.
Истина в том, что мысли достигают результата; по мере того, как намечается реализация, появляется и желаемый результат.
Не прекращайте писать до тех пор, пока в голову больше не будут приходить отрицательные реакции на аффирмацию. Когда вы сможете записывать аффирмацию и чувствовать себя нейтрально по отношению к ней, ваше подсознание станет программироваться без помех.
После того, как вы будете писать аффирмацию целую неделю, или через какое-то другое время, когда ваш разум справится с наиболее негативными эмоциональными реакциями на аффирмацию, очень хорошо прекратить заполнять колонку с возможными реакциями и просто записывать позитивные, утверждающие предложения. В этом случае вы даже можете захотеть записать это на магнитофон. За то время, пока я напишу одно предложение, я напечатаю десять. Делайте так, как вам удобнее.
Вот несколько советов, каким образом достичь наибольшего успеха в работе с аффирмациями:
1. Работайте с одной (несколькими) аффирмациями ежедневно. Наилучшее время — перед сном, перед началом дня или когда вы тревожитесь.
2. Запишите каждую аффирмацию 10 — 20 раз.
3. Включите ваше имя в аффирмацию. Скажите и запишите аффирмацию по отношению к себе в первом, втором, третьем лице, например:
«Я, Надежда Ш., прощаю свою мать за причиненную мне боль».
«Ты, Надежда Ш.....».
«Она, Надежда Ш.,...».
Обращение во втором и третьем лице очень важно, так как эта
манера обращения обусловлена общением с другими людьми.
4. Продолжайте работать с аффирмациями ежедневно до тех пор, пока они полностью не будут интегрированы в вашем сознании. Вы это узнаете тогда, когда ваш разум ответит положительно и вы начнете ощущать намеченные результаты. Затем вы приобретете способность управлять вашими намерениями. Вы сможете поставить ваш разум на службу себе.
5. Запишите ваши аффирмации на кассету и слушайте их, когда можете. Я часто слушаю, когда сижу за рулем или перед сном. (Я уверен, что вы понимаете, что я использую аффирмации во всех сферах моей жизни, когда это касается проблем, связанных с работой, здоровьем и т. д. Вы можете делать то же самое.)
6. Очень эффективно смотреться в зеркало и проговаривать аффирмации вслух. Продолжайте говорить до тех пор, пока не почувствуете себя расслабленным и не увидите счастливое выражение лица. Продолжайте говорить до тех пор, пока не исчезнет напряжение в лице.
Еще один способ — проговаривать аффирмации самому себе. Вам иногда не захочется писать. Однако писать наиболее эффективно, так как это задействует больший спектр чувств.
Попытайтесь найти для себя наилучшее время для раскрытия секретов своего подсознания. Если вы столкнетесь с пунктом, который напутает или встревожит вас, не паникуйте. Продолжайте писать до тех пор, пока ваш разум не воспримет позитивную мысль. По мере того, как это будет происходить, негативность исчезнет и вы почувствуете себя легче и лучше. Помните, что думать позитивно так же легко, как и негативно. На самом деле даже легче. Негативное мышление требует больших усилий.
Не останавливайтесь на малом! Вы достойны большего!
Начало упражнений-аффирмаций:
Я,____________, родился с бесконечными возможностями к любви и реализованным взаимоотношениям. '
У меня,_______, основательная уверенность в том, что мои аффирмации будут работать и мои усилия будут вознаграждены.
Я,_______, хочу преодолевать барьеры моего невежества, страха,
раздражительности, чтобы мое совершенное «Я» могло выразить себя во всех взаимоотношениях.
Любящие взаимоотношения — ключевой момент в состоянии моего здоровья и благосостояния.
Каждая негативная мысль побуждает меня подумать сразу три позитивные мысли.
Существует целая технология изменения контекста с негативного на позитивный — эмпауэрмент. Это искусство творить такую жизнь, какую вы хотите.
Позитивное отношениеСпросите себя: «Является ли мое отношение к жизни в большей степени позитивным или, наоборот, негативным? Как это проявляется в моей повседневной жизни? Как я могу выработать более позитивную мысленную позицию?»
Открытость переменам
Основные ограничивающие представления:
— Неожиданные перемены окажутся сильнее меня, и я не буду знать, что делать.
— Безопасность мне нужна, чтобы чувствовать себя спокойно в жизни.
— Я боюсь, что перемены повредят мне.
Спросите себя: «В каких сферах моей жизни мне наиболее трудно
приспосабливаться к переменам? Что я могу сделать, чтобы легче принимать происходящие перемены?»
Подготовка внутренней почвы
Питание вашей внутренней почвы включает в себя создание утверждений и образов, направленных на рубежи роста тех основных убеждений, которые нуждаются в изменении.
СамооценкаПримеры утверждений:
— Я привлекательный человек.— Я люблю себя.
— Я — отражение внутренней красоты Бога.
— Я приемлю себя полностью.
— Я полностью одобряю себя.
— Я могу сделать все, что захочу.
— Я могу обратиться к бесконечному разуму Вселенной.
— Я самый замечательный из всех людей, которых я знаю.
— Я легко и непринужденно говорю окружающим, что я единственный в своем роде.
— Я всегда знаю, что делать.
— Я достоин всего того изобилия благ, которое может предложить мне Вселенная.
— Я достоин любви.
Вера во ВселеннуюПримеры утверждений:
— Я верю, что Вселенная благосклонна ко мне и поддерживает меня.
— Я верю в людей.
— Я открываю себя для Вселенной.
— Я вступаю в новую жизнь с верой.
— Я дышу легко, как дитя Вселенной.
— Творец любит и поддерживает меня.
— Бог — это мой друг (отец, мать), и Он (он, она) заботится обо мне.
— Я люблю играть в моем доме — Вселенной.
— Мне хорошо в этой Вселенной.
Позитивное отношениеПримеры утверждений:
— Я сам кузнец своего счастья.
— Жизнь для меня течет легко и приятно.
— В этом мире изобилия я легко удовлетворяю свои потребности.
— Я иду по жизни легко и свободно.
— Я нравлюсь себе в этой жизни.
— Моя жизнь полна возможностей принести что-то значительное в этот мир.
— Я беру на себя ответственность сделать мир лучше, чем он есть.
— Успех сопутствует мне везде, куда я бы ни приложил силу своего разума.
— Я могу это сделать.
— Я найду способ, как это сделать.
— Я люблю свою жизнь.
— Я учусь у всех, кого встречаю в жизни.
— Моя жизнь с каждым днем становится все лучше и лучше.— Моя жизнь благословлена свыше.
— Я жду только самого лучшего в жизни.
— Я счастлив, что живу на этой прекрасной планете.
Открытость переменамПримеры утверждений:
— Я верю, что перемены принесут мне только хорошее.
— Я мягко провожу перемены и открыт для того, чему они учат меня.
— Я учусь в университете перемен.
— Все меняется, включая мои привычки.
— Я мягко и терпеливо включаюсь в процесс перемен.
— Я понимаю, что процесс перемен не происходит сразу.
— Я верю, что перемены нужны для самоусовершенствования.
— Я отношусь к переменам с легким сердцем.
— Я гибок, как текущая река, я способен меняться, плывя по течению.
— Я принимаю перемены как существенную часть процесса моего роста.
— Я отдаюсь течению перемен.
Создание утверждения и образаСоздайте свое утверждение и образ
Создайте свое утверждение и образ, основываясь на вашем видении или на примере типичного утверждения, который описывает ваше видение. Удостоверьтесь, что ваше утверждение обладает всеми этими характеристиками.
Утверждение должно:
• быть написано,
• быть сформулировано позитивно,
• быть кратким,
• быть конкретным,
• быть притягательным для вас,
• быть сформулировано так, как будто оно уже существует,
• включать в себя вас,
• быть на рубеже роста.
Образ должен:
• вызывать чувства,
• использовать один образ,
• включать в себя вас,
• быть буквальным или метафоричным,
• быть физически обыгран.
Ведущий проводит расслабление спокойным ровным голосом, в медленном темпе, чтобы у погружаемого было достаточно времени на расслабление и визуализацию.
Процесс расслабления -
«Золотая жидкость»«Вдохни несколько раз глубоко, и если ты чувствуешь где-нибудь в своем теле напряжение, выведи его вместе с выдохом из своего тела.
Почувствуй, как тебя держит земля. Представь себе комнату, в которой ты себя уютно чувствуешь. Убедись, что в этой комнате все по твоему вкусу. Найди место, где ты можешь лечь. Лежа взгляни на свои ноги и представь, что через пальцы твоих ног в твое тело втекает Золотая жидкость. И эта жидкость, куда бы она ни попадала, приносит прекрасное чувство расслабления и оставляет ощущение исцеления. Заметь, как Золотая жидкость постепенно проникает в твои ступни, через щиколотки дальше — в голень и колени. Она течет дальше, через колени в бедра. Почувствуй, как они при этом расслабляются. Разреши Золотой жидкости проникнуть в область таза и заполнить все внутренние органы. Почувствуй, как Золотая жидкость и здесь оставляет волны приятного ощущения лечащих энергий. Она проникает дальше в органы твоего живота, обволакивает и наполняет их. Позволь Золотой жидкости через диафрагму заполнить твою грудную клетку.
Вдохни глубоко, так, чтобы твоя грудь смогла полностью наполниться этой жидкостью. Она доходит до твоего сердца, ополаскивает его, ус¬покаивает, и сердцебиение становится тише. Твое сердце бьется ровно и спокойно. Золотая жидкость течет дальше в твои плечи. Почувствуй, как они расслабляются... Она проникает дальше в руки, наполняя их, расслабляет локти, запястья и кисти рук вплоть до кончиков пальцев.
Золотая жидкость поднимается выше, в затылок, заполняя заднюю часть головы, она течет дальше, ко лбу, и ты чувствуешь, как он расслабляется и выравнивается. Она омывает глаза, расслабляет их и вливается медленно и спокойно в твои щеки, в верхнюю и нижнюю челюсти, в подбородок и расслабляет их...
И теперь, когда ты наполнен Золотой жидкостью, ты знаешь, что ты защищен и охраняем и что с тобой ничего не может случиться... и что ты и только ты в любое время можешь вернуться в свое тело. И попроси сейчас твоих духовных вождей и учителей, а также твое высшее сознание, твое «высшее Я» быть партнером и помощником в этом процессе».
Погружаемый может попросить сопровождать его высшие силы, ангела-хранителя, божества, покровительствующие ему.
Дальнейший успех погружения во многом зависит от степени релаксации, и если она недостаточна или погружаемый не может расслабить какие-то участки тела, то лучше еще раз провести релаксацию с начала до конца или повторить ее отдельные фрагменты для соответствующих частей тела. Если это не помогает, можно применить какую-нибудь телесно-ориентированную технику расслабления или провести с погружаемым несколько сеансов холотропного дыхания, ребефинга для снятия чрезмерного внутреннего напряжения.
Процедура проведенияВопросы, задаваемые ведущим, должны иметь широкое поле ответа, не подразумевая ответ в форме «да —нет». Ниже приводится один из вариантов та¬кого диалога.
— Представь себе дверь в комнате, где ты лежишь...
— Рассмотри эту дверь... Какая она ?.. Из чего сделана ?..Опишите...
— —Встань и подойди к этой двери... Рассмотри ручку двери... Посмотри, как открывается дверь...
— Открой дверь и войди в нее...
— Теперь ты находишься на прохладном воздухе... Тебя окружает разноцветный туман...
— Через туман идет едва заметная дорожка... Пойди по ней...
— Теперь впереди себя ты видишь мостик, а в конце мостика площадку...
— Подойди к мостику... Осмотрись...
— А теперь перейди через мостик и остановись на площадке...
— Сейчас ты стоишь на площадке...
— Повтори вслух тему жизни, в которую ты хочешь попасть...
— А теперь через туннель ты попадаешь в зеленую комнату, в то место, где ты планировал свою жизнь...
— Осмотрись... Посмотри и почувствуй, как ты планировал свою жизнь?..
— Для чего ты выбрал эту жизнь?.. Какой хотел приобрести опыт?..
— Выполнилось ли в этой жизни твое желание?.. Полностью или частично?.. Что выполнилось, а что осталось?..
— Присутствует ли в зеленой комнате еще кто-нибудь?..— Знаком ли он (они) тебе?.. Кто это?..
— Планировал ли ты свою жизнь один или вы это делали вместе?..
— Чему ты хотел научить других?.. Что ты хотел им дать?..
— Что хотел получить от других?.. Чему научиться?..
— Выполнилось ли это ?..
— А теперь ты нынешний (в настоящей жизни) посмотри в лицо себе же в прошлой жизни... Разреши себе поговорить с тем человеком... Разреши ему сказать тебе что-то важное о твоей нынешней жизни...
— Если у тебя есть сомнения, спроси его еще раз...
— Попробуй простить себя и его за тот выбор, который вы сделали...
— Если ты дал себе обещания, то сейчас ты можешь освободиться от них... сказав: «Я освобождаю себя от...»
— Теперь ты можешь сделать новый выбор...
— А теперь отпустите друг друга... Поблагодарите друг друга...
— Ты можешь попросить «высшее Я» поддержать новый выбор...
— А теперь возвратись в комнату, в которой ты лежал...
— Возвратись в свое тело... Ощути его...
— Медленно, не торопясь, когда тебе захочется, можно повернуться на бок, а потом медленно сесть...
КОНТИНУУМ
Когда мы оживляем себя изнутри, наше динамическое выражение себя в мире вырастает. Это знаменательное колебание между внутренним и внешним, элегантное движение от клетки к действию, этот поток жизни, стремящийся к новым творческим способам выражения, и есть континуум.
Занятия континуумом обеспечивают то содержание нашего сознания, в котором наша чувствительность к движению максимальна на всех уровнях: в дыхании, движении тканей, всего тела и его частей, в эмоциях, в интеллектуальном и художественном творчестве, в любви, во взаимоотношениях с партнером
Дыхание. Все человеческие движения начинаются со вдоха и выдоха. Когда дыхание становится более гибким, оно может проникать в сердцевину костей, течение жидкости внутри глаз и тонкое подрагивание кожи.Звук. Когда дыхание становится слышимым, мы называем его звуком. Когда звук и тело объединяются, они формируют союз, в котором тело может двигаться в соответствии со сложными интонациями звуковой волны. Чем утонченнее движение, тем больше сфера его применения.
Движение.
Внимание отводится от общепринятых привычных движений. Движения включают в себя сложные структуры и ритмы, в том числе и волнообразные движения, которые отражают то, что наше тело в основном состоит из воды. Волновое движение является фундаментальным для всех форм жизни. Когда человек руководствуется этим постоянным присутствием волн, жизнь разворачивается сама по себе, проявляя при этом удивительную спонтанность и внутреннюю гармонию.
Подготовка к процессу
Инструктаж«Тот процесс, который мы с вами сейчас пройдем, является соединением дыхания, музыки и движения тела. Входить в процесс мы будем из «позы эмбриона». Как только вы примете эту позу, начните связное дыхание, медленное и глубокое. Ждите. Не делайте никаких движений. Ждите импульс к движению, и когда движение возникнет, позвольте ему просто быть. Не думайте о том, как вы двигаетесь, красиво или некрасиво, обычно или необычно. Ничего не анализируйте. Просто будьте в том, что происходит, и ни во что не добавляйте намерения, ничего не делайте, не вносите вашу волю в действие, в анализ, оценку, эмоцию. Наблюдайте за живым потоком движений вашего тела. Дышите, дышите связно и позвольте существовать вашему телу в своем внутреннем ритме. Если ничего не происходит, — ждите импульс и позвольте вашему дыханию быть более интенсивным. Если та поза, в которой вы очутились, вам кажется неудобной, не меняйте ее сами.
Ваше тело на миллионы лет старше вашего сознания и оно найдет путь к изменению.
Как только вы почувствуете, что процесс ваш закончился, полежите еще 5—10 минут в полном безмолвии и потом выходите из зала. И постарайтесь никому не помешать звуком, движением, прикосновением».
ТЕХНИКИ РАБОТЫ В ОБРАЗНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Упражнение 1Сосредоточьте внимание на правой стороне своего тела. Почувствуйте правую пятку, полностью правую ногу, правую ягодицу, правую сторону низа живота, всего живота, грудной клетки, правое плечо, правую руку, правую половину шеи, головы. Почувствуйте всю правую сторону вашего тела как единое пространство.
А сейчас представьте, как это пространство наполняется белым-белым туманом, как русло реки на рассвете. Плотнее... еще плотнее...
Почувствуйте, что в этом тумане есть какое-то животное. Оно издает какие-то звуки, в тумане есть какое-то движение, почувствуйте присутствие.
Туман постепенно рассеивается, и вы начинаете видеть это животное.
Кто это?
Сколько лет этому животному? Старое оно или молодое?
Сильное оно или слабое? Больное или здоровое?Как оно себя чувствует?
Каков характер этого животного?
Умное оно или глупое? Хитрое или бесхитростное? Доброе оно или злое?
Как оно к вам относится: с любопытством, с боязнью, с любовью или ненавистью, с равнодушием?
Как вы относитесь к этому животному?
Попробуйте познакомиться ближе с вашим животным, приласкайте его, подружитесь с ним.
А сейчас попробуйте распрощаться с вашим животным и пообещайте ему скорую встречу.
Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, почувствуйте себя «здесь и сейчас» и, когда будете готовы, откройте глаза.
После визуализации сделайте проговор с использованием тех вопросов, которые мы привели в тексте визуализации.
Упражнение 2Упражнение-визуализация проводится в той же последовательности, что и первое, но при этом внимание акцентируется на левой стороне тела.
После второй визуализации делается аналогичный проговор.
Упражнение 3Закройте глаза и позвольте своему телу расслабиться. Дышите связно, медленно и глубоко. И с каждым выдохом расслабляйтесь еще глубже... Еще глубже... Еще глубже...
А сейчас сосредоточьте ваше внимание на обоих животных. Пригласите их в поле вашего осознания одновременно.
Вот ваше животное справа...
Вот ваше животное слева...
Попробуйте качество того пространства, которое разделяет вашу левую и правую стороны. Что оно собой представляет?
Может быть, ваши левая и правая стороны ничем не разделены и каждое животное может свободно продвигаться на другую сторону?
Может быть, есть четкая граница? Где она проходит в теле?
Из чего сделана эта граница? Что она собой представляет?
А сейчас направьте ваше внимание на животных и позвольте им приблизиться друг к другу. Легко ли им это дается?
Как они относятся друг к другу?
Позвольте им поиграть вместе и найдите место, где они смогут это сделать.
Как им играется?
Кто пассивнее?Кто активнее?
Как насчет власти? Кто кому подчиняется?
Комфортно ли им играть вместе?
А сейчас позвольте им расположиться на том расстоянии друг от друга, которое дает им чувство комфорта и безопасности.
Попрощайтесь с вашими животными. Пообещайте им скорую встречу.
Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, почувствуйте себя «здесь и сейчас» и откройте глаза.
Прежде чем работать в рамках этих техник с клиентами, советую поработать «со своими зверями» хотя бы в течение шести-семи месяцев.
У большинства людей, находящихся в состоянии расслабления с закрытыми глазами, возникают зрительные образы, которые с течением времени становятся все более связанными и динамичными. Была обнаружена тесная связь между состоянием психики человека и возникающими у него образами. Эта взаимосвязь была названа аутосимволизмом — способностью бессознательного представлять себя в виде зрительных образов. Возник целый ряд методов направленного воображения, использующих аутосимволизм: активное воображение К. Г. Юнга, направленное фантазирование Р. Дезолье, символдрама X. Лейнера и другие. В них осуществляется взаимодействие с образами для решения психологических проблем.
Многие психологи и психотерапевты предлагают клиентам представлять образы «животных силы» и «духов-учителей».
Доктор психологии Д. в своей диссертации «Звери силы, ментальные образы и самореализация» статистически доказал, что люди, активно использующие образы животных в своем воображении, достигают большей самореализации и психического здоровья, чем другие.