Ислам с голубым отливом. (к недавним событиям) Эти мусульманские истории - троллинговый коммент к воинствующей гомофобии исламских фундаменталистов.
Восхищаться красотой прекрасного юноши считается дозволительным, поскольку есть образ красоты самого Бога.
Насколько такое обожание остается платоническим, остается (как мы видим из таких историй) под сильным вопросом.
Не стала умножать сущностей и привела тут несколько просто для примера. Хоть ничего скабрезного в них нет, к общему направлению этих дайджестов: //"поискам Симурга" (стремлению к преображению в божественной реальности)//
эти тексты отношения не имеют, Потому лишь убираю их под спойлер. Желающие насладиться прянным очарованием восточных притч и сказаний отсылаются приводимым ниже источникам.
[spoiler]
Судьба невольникаОдин ученый муж рассказывал:
«Когда у меня собирались друзья и я сеял в сердцах слушавших меня семена доброты, всегда на этих собраниях обслуживал нас старый слуга, аккуратно и вовремя исполнявший свои обязанности. И каждый раз он начинал вздыхать и плакать — и слезы эти были бесконечны.
Однажды я позвал его в укромное место и спросил у него причину этого. Он ответил так:
— Я когда-то занимался торговлей рабами и рабынями и этим зарабатывал себе на жизнь. Как-то я купил маленького невольника за триста динаров:
Уста, как сахар! Лик — луна,
сверкающая свысока, —
И сахар не отмыть пока
кормилице от молока!
Я много трудился, воспитывая и обучая его искусству похищения сердец и утешения их. Когда лицо его озарилось желанием любви, его, как Юсуфа, я отвел на базар и стал покупателям восхвалять его облик и поведение. Вдруг я увидел стройного воина на коне, сидевшего в седле словно кумир, который, подъехав к нам, краешком глаза рассматривал моего невольника. Он спрыгнул с коня, подошел к невольнику и спросил:
— Как тебя звать, откуда ты родом, каким искусством владеешь и что умеешь делать?
Затем повернулся ко мне и спросил о цене невольника. Я сказал:
— Хотя его красота блестит, как новенький динар, все же его цена тысяча полновесных динаров высшей пробы.
Он ничего не ответил и незаметно для присутствующих протянул руку к руке невольника и что-то вложил в нее. После того как всадник ускакал, я узнал, что это было сто динаров высшей пробы.
На второй и третий дни он поступил так же, и сумма, данная им невольнику, достигла трехсот динаров. «Он сполна заплатил цену невольника, — сказал я сам себе, — не иначе, как его влечет к этому невольнику, но дать столько, сколько я сказал, не может». Когда он уезжал, я поспешил за ним так, чтобы он не заметил меня, и узнал, где он живет. С наступлением вечера я поднялся, нарядил того невольника в нежные, красивые одежды, обрызгал душистыми благовониями и пошел к дому того юноши.
Я постучал в дверь, он сам открыл ее и вышел. Он был поражен, увидев нас, и воскликнул:
— Воистину, мы принадлежим Богу и к Нему возвращаемся.— Затем спросил: — Что вас привело сюда и кто вам указал путь?
Я сказал:
— Несколько царевичей хотели купить этого невольника, но мы не договорились о цене. Я испугался, что могут похитить его ночью, и потому хочу оставить его у тебя, чтобы он эту ночь спокойно проспал под твоим покровительством.
— Войди и ты в мой дом, — промолвил юноша, — и оставайся с ним.
— Я не могу остаться здесь, у меня есть срочные дела, — ответил я и оставил ему невольника.
Возвратившись домой и закрыв дверь, я сел на постель и стал думать о том, как пройдет у них сегодняшняя ночь и чем закончится их встреча. Вдруг я услышал звук открывающейся двери, а вслед за ним на пороге появился мой невольник, плачущий и дрожащий.
— Что с тобой случилось, что произошло при беседе с тем юношей, что ты вернулся в таком состоянии?— спросил я.
— Тот юноша умер и отдал душу любимому Богу, — ответил невольник.
— Господи, помилуй меня, — воскликнул я, — как это произошло?
— Когда ты ушел, — начал рассказывать раб, — он завел меня во внутренние покои и принес для меня различные яства. Когда я поел и помыл руки, он постелил для меня постель, умастил меня мускусом, обрызгал розовой водой и уложил спать. Затем присел у моего изголовья, притронулся пальцами к моей щеке и сказал:
— О Господи, как он прекрасен, как мил и привлекателен и как противно то, чего я желаю, и в стремлении к этому страдает моя душа, хотя возмездие Всевышнего за это сильнее всего, и человек, охваченный этой страстью, несчастнее всех.
Затем воскликнул:
— Воистину, к Нему мы возвращаемся.
И еще раз притронулся к моей щеке и проговорил:
— Клянусь, он настолько прекрасен, что будит столько надежд, упований. Но целомудрие и чистота более прекрасны, а воздаяние, обещанное за них, более полно.
После этих слов он упал. Я стал его трясти, но он был уже мертв и ступил на путь вечной жизни.
— Я плачу, когда вспоминаю того юношу, — сказал старик.— Никогда я не забуду его чистоты, добродетельности, мягкости характера, ясности ума и нежности, никогда не померкнут перед моим взором красота его качеств и совершенство его достоинств. Пока я жив, я буду идти этой же дорогой, когда придет время умирать, мне хотелось бы умереть так, как он».
Если уйдет он,
кто был благостней целой Вселенной, —
Горестней целой Вселенной
я горько заплачу... Сердце из глаз моих
в прах точит кровавые слезы:
Так, собираясь в могилу и сам, —
только заплачу!
Ложный путьНекий влюбленный терпел обиды от своего обожаемого и, ревнуя его к соперникам, мечтал лишь об одном:
— Когда же у того прекраснолицего пробьется борода, и он перестанет гордиться своей красотой?! Тогда уж я смогу не воздерживаться от услуг для него и успокоюсь в открытых беседах с ним.
Слышал я, что когда его мечта исполнилась и свежесть красоты того юноши поблекла, этот обожатель, подобно другим, перестал домогаться его расположения и даже не глядел на него.
Ему тогда сказали:
— Это же противоречит тому, что ты говорил?
— Откуда мне было знать, — ответил он, — что такая мелочь отобьет у меня охоту к нему, волосок разорвет цепь моей привязанности к нему.
С перьями сравнил разумник бороду —
(В словаре читал когда-то я), —
Птица красоты с их доброй помощью
Улетит в гнездо небытия!
Уже в побегах задеревеневших
Нет юности... Сумей же с ней расстаться!
Два первых волоска на подбородке
Подобны двум оставшимся у старца.
Юноша среди дервишейНекоего юношу аркан желаний увлек в общество дервишей, и он стал центром их круга.
И стал он кыблой — этот лик — для них,
Искавших Бога, отвратясь от Бога,
Их нанесло — носителей футы, —
Как мух на мед, на сладость слов и слога!
Каждый желал видеть в нем своего друга и каждый стремился завоевать его расположение, и в конце концов из-за этого соперничества между дервишами начался разлад и поднялись споры.
Любящим даже случается драться
друг с другом порой, —
Славя кумир, в похвалы красоте ударяются...
Что ж?.. Ведь, когда вкруг Каабы
идут пилигримы,
Больно плечами порой в тесноте ударяются!..
Старец ханаки, также носивший такой же колпак из войлока, то есть не скрывавший, что и он живет теми же желаниями, пригласил юношу к себе и раскрыл уста для наставлений:
— О дорогой мой сын, — начал он, — о прекрасный юноша! Не будь дружен со всяким, как сахар с молоком, и не попадайся на бечеву обмана любого подлого человека. Ты — зеркало, в которое смотрится Бог. И очень жаль, что ты открываешь свой лик каждому.
Чтобы кто-то водил тебя на поводу, —
не давайся!
Тем, кто в келью твою принесут суету, —
не давайся...
Если зеркалом чистым свое сознаешь ты лицо, —
Не пускай к нему ржавчину —
в руки стыду не давайся!
Когда прекрасный юноша выслушал эти наставления, ему стало горько, омрачилось его лицо, он поднялся и под каким-то предлогом покинул ханаку и несколько дней не появлялся там.
И старец, и мюриды ханаки от горя разлуки с ним не находили себе места. И стеная от того, что юноша покинул их, алмазами ресниц сверлили жемчужины горя и отчаяния и просили прощения и милосердия, признавая свое бессилие:
Вернись, о юноша! Никто не властен над тобой.—
Сиди
С кем хочешь, а когда пройти предпочитаешь, —
проходи!
Пусть разума и веры ты обман, —
Вернись утешить! Тешит и дурман...
Сядь, огорченный видом наших ран,
Сядь ради всех, кто братьям в братья дан!
Юноша внял мольбам дервишей и сменил гнев на милость, вернулся к дружбе с теми одинокими, так безутешно и горько скорбевшими о разлуке с ним.
Для счастья с любимой четыре условия нужно,
Как знак милосердья в награду за все,
что случилось:
Увидеться снова,
поверить в надежную верность,
С капризом смириться
и снова ей сдаться на милость.[/spoiler]
Суфии. Восхождение к истине - Лео Яковлев
***
Суфии - Лео Яковлев ЛЕО ЯКОВЛЕВ. СУФИ, КТО ОНИ?
Итак, «суфи» — это человек, верящий в возможность непосредственного приобщения к Всевышнему (Высшему существу) и подчиняющий свою жизнь стремлению к этому приобщению. Жизнь, подчиненная какой-либо цели, часто ассоциируется с Дорогой, и суфи обычно именуют себя людьми Пути, имея в виду Путь к Истине, являющейся одним из имен Всевышнего.
нельзя стать — им нужно быть, и первая цель суфийского учения — помочь человеку, не знающему о том, что он суфи, постичь свою суфийскую сущность.
«Быть суфи означает быть таким, каким ты был до того, как появился в этом мире»,— Абу-Бакр ас-Шибли.
Вторая и главнейшая цель суфийского учения — помочь суфи в его восхождении к Истине. Путеводная звезда в этом движении едина для всех суфи, и имя ей — Любовь. Значение Любви в суфийском мировоззрении так огромно, что великий шейх ибн-Араби и его последователи называли суфийское мировоззрение «религией Любви».
газель Джелал-ад-Дина Руми, перевел Давид Самойлов:
Вы, взыскующие Бога средь небесной синевы,
Поиски свои оставьте: Вы — есть Он, а Он — есть Вы.
Для чего искать Вам то, что не терялось никогда?
На себя взгляните — вот Вы, от ступней до головы,
Если Вы хотите Бога увидать глаза в глаза,
Со своей души смахните пыль смиренья, сор молвы,
И любой, как я когда-то, Истиною озарен,
В зеркале Его увидит, ведь Всевышний — это Он.
***
— "Ищите знание даже в Китае».
***
-«Лицемерное слушание, заключающееся в том, что ты изображаешь состояние, которого не испытываешь, хуже, чем злословить тридцать лет или вроде того».
***
-Внутренний опыт необходимо пополнять из источника его же самого.
***
-Подготовку ума суфия нельзя считать завершенной, пока человек не поймет, что он должен сделать что-то для себя самостоятельно, и прекратить думать, что другие смогут сделать это за него.
***
-Существует много ступеней познания. Обычнь человек подобен муравью, ползущему по бумаге. Этот муравей видит буквы и думает, что своим появлением они обязаны перу и ничему другому.
***
-Сомнение — это путь к Истине; кто не сомневается не видит, кто не видит — не понимает, кто не понимает остается в слепоте и в заблуждении.
***
-Какая разница, какие решения ты принимаешь, если сам ты не достиг еще единства и уверенности?
***
-Все эти цветы находят свою гармонию в кувшине единения. Следовательно, как только становишься единообразным, превращаешься в Него (Бога).
***
-Всеобщий разум пойми как крышу, лестница к этой крыше — чувства.
***
-Кто не является для себя царем, тот не может быть царем даже для растений.
***
-Вся вселенная наполнена мною, а я скрыт в ней. Может быть, сокровища всего мира скрыты во мне?
***
- Голые сучья, кажущиеся зимой спящими, тайно работают, готовясь к своей весне.
***
- Целью этого мира является человек, а целью человека — это мгновение
***
-Можно ли суфия назвать религиозным человеком? Нет, он гораздо выше! Он выше веры и неверия — что для него заслуги и грехи? Он скрыт — ищите его!
***
- Доказательство существования Солнца — само Солнце. Если ты требуешь доказательств, не отворачивайся от Него.
***
-Нужно выйти из круга Времени и войти в круг Любви.
***
-Вам присущи бесчисленные смены настроения, которыми вы не можете управлять. Вы могли бы овладеть ими, если бы знали их истинную причину. Если вы не можете определить источник собственных изменений, то как же вы сумеете определить те изменения, которые формируют вас.
***
-Пока раб целиком не покинет самого себя, нельзя достигнуть единобытия с Ним (Богом). Единобытие — это не перевоплощение, а это твое не-существование, ибо с помощью бессмысленных слов ложь не станет Истиной.
-Бог создал нас для того, чтобы при помощи нас была познана Истина.
***
-Я утверждаю, что из всех видов человеческого скотства самое глупое, самое подлое и самое вредное — верить, что после этой жизни нет другой. В самом деле, если мы перелистаем все сочинения как философов, так и других мудрых писателей, все сходятся на том, что в нас есть нечто постоянное.
***
-Ощущения и думы засоряют путь истины, как мусор — чистую воду. Только разум, отстраняя этот мусор, очищает путь познания.
***
-Этот мир наполнен лучами солнца и луны, а он (человек) погрузил голову в колодец и спрашивает: «Говорят, будто существует свет, если это правда, так где же он?» Эй, высунь голову из колодца, посмотри вокруг, весь мир: запад и восток — озарен этим лучом. Но пока ты находишься в колодце, луч не достигнет тебя.
***
-Жизнь в этом мире есть сон забвения, который отделяет человека от истинной действительности. Подобно тому человеку, который, увидев мгновенный сон, забывает родной город, где он жил годами, душа отдается иллюзии и сну этого мира и забывает свою истинную родину; не понимает, что этот разрушительный мир затмевает глаза, как облако закрывает звезды.
***
-Эй, брат, как ты можешь увидеть этот чертог, когда у тебя на зенице ока сердца — волосок. Очищай от волоска и болезни око сердца, и после постарайся увидеть. Кто очистит душу от страстей, увидит Его сущность. Так как Мухам-мад был очищен от этого огня и дыма, он всюду, куда бы ни поворачивал лицо, лицезрел Бога.
***
-Он (Бог) скрыл море и показал нам пену, скрыл ветер и показал пыль... Ты видишь, как поднимается ввысь пыль, но не видишь ветра... Пену воспринимаешь чувством, а существование моря постигаешь с помощью аргументов.
***
-Чтобы не овладел тобой страх разлуки, следует превратиться в Солнце.
***
-Как странно, что душа свою родину и те места, где она родилась и выросла, даже не вспоминает. Этот мир, будто сон, закрыл ей глаза, как облако закрывает звезды. Хотя душа обошла столь много городов, она все еще не очистилась от пыли их познания.
***
-Человек внешне является частью мира, но, с точки зрения атрибутов, он есть основа мира. Внешне человека беспокоит комар, но внутренне он завоевывает небо.
***
-Человек похож на текучую воду: как только она замутится, ее дна не увидишь, а дно реки полно жемчугов и кораллов. Осторожно, не мути, он чист и прозрачен. Душа человека похожа на воздух как только смешается с пылью, она становится завесой неба, мешает лицезреть солнце; но когда пыль исчезнет, воздух станет ясным и прозрачным.
***
-Основная цель рода человеческого заключается в том, чтобы очиститься и отполироваться, стать чистым зеркалом, дабы яснее отразить субстанцию солнца. Поэтому человек всегда должен совершенствовать себя. Он словно сосуд, сделанный из стекла или глины. Необходимо вымыть его снаружи, но еще усерднее следует промыть его изнутри, так как Божьим вином наполняются лишь чистые сосуды.
Сущность щедростиУ одного щедрого человека спросили:
— От того, что ты отдаешь нуждающимся и осыпаешь нищих добром, появлялись ли тогда-либо в душе твоей гордыня и желание услышать благодарность от бедных?
— О нет, — ответил он, — мое стремление раздаривать подобно действию половника в руках повара. Хотя повар дает, а половник разливает, однако он не думает о том, что делает.
Из рук имущего дается питанье беднякам,
Но это кормит их Господь,
как все свои созданья, —
Не хорошо, коль благодарность имущему нужна:
Он — только миска и половник
котла их пропитанья!
Похвала щедрости
Один суфий описывал другого, которого хорошо знал, и, восхваляя, говорил:
— Этот человек расстилает скатерть, но не чувствует себя хозяином ее. И ест он с нее наравне с другими и даже, на его взгляд, ест благодаря им.
Когда в покое для гостей хозяин
Для бедняков раскинет дастархан,
Он сам — лишь заблудившийся ребенок,
Коль не поймет, что гость их бедный — он!
***
Я полагал, Ты вне меня, Живущий в небесах,
Ты растворенный в бытии, в извечных временах,
С тех пор, как я Тебя обрел, —
открылась правда мне:
Ты Тот, кого оставил я, свершая первый шаг.
— Что такое суфийство?
— То, что у тебя на уме, выкинь, то, что имеешь в руке, отдай и не уклоняйся от того, что бы ни случилось в жизни.
Суфийством ежели ты хочешь от самого себя
спастись,
Со всеми грезами, страстями,
что кружат голову, — простись!
Сам из горстей своих отдай,
что у тебя в горстях сокрыто,
Стерпи удары, беды, раны и стой на месте,
не вертись!
***
У Ходжа Али Рамитани — да святится тайна его — спросили:
— Что такое вера?
— Оторвать и привязать, — ответил он.
***
Что значит — «оторвать»? Что значит —
«привязать»?
От мира сердце оторви и к Богу привяжи.