Действуй, не обдумывая
Возможно ли действовать, не думая? разум — это ясное, целостное видение, и такое видение уже есть действие. Человек, который видит, — действует. ... Само видение уже есть действие. И сила этого действия огромна. ...Но вдруг что-то со мной случилось, какое-то озарение, и я вдруг увидел, что нет никакой проблемы, что это то, что я создал сам. Требует ли то, что не является проблемой, что я создал сам, какого-то решения? Нужно ли мне на это психологическое время? Нет. Что позволило мне узнать это? Правильное видение. Я увидел то, что есть на самом деле. Видение решает всё мгновенно. Там нет времени. Там мгновение — «Здесь и Сейчас». Измениться нельзя постепенно, измениться можно мгновенно. И это есть результат ясного видения. Где есть время, там нет изменения. Видение есть действие. Имея это видение, я могу действовать, не думая. Я действую так, как нужно действовать. Но я не обдумываю эти действия, я не пытаюсь в них разобраться. Я живу в этом видении, я и есть это действие. И нет посредника, нет ума, нет мысли.
Глава 6. Путь к своему сердцу
Ищи понимание в глубине сердца
Если где-то и может родиться настоящее понимание, то только в сердце. Но для этого сердце должно быть очищено. Только в сердце может родиться истинное стремление, только в сердце можно найти правду, только в сердце может появиться целостность. Сердце является тем, что должно стать главным в человеке. Ум не хочет выходить из собственной сферы. Он бродит в лабиринте собственных мыслей и представлений, даже не понимая, где он на самом деле находится. И только сердце может привести к выходу, и только оно может указать путь. Есть физическое сердце и есть сердце духовное. Физическое сердце находится под воздействием обусловленного ума. Оно противоречиво в своих чувствах. Оно хочет то одно, то другое. Оно находится под гипнозом двойственности ума. Но есть глубина сердца. Глубоко-глубоко есть то, другое, духовное сердце — оно целостно, и оно свободно. Почувствовать это сердце — это значит пробудить себя, и тогда всё встает на свои места. Я считаю, нет единого пути для всех. Каждый человек является путем, и нет никакой техники, нет системы, нет способа, с помощью которого можно всех повести по какой-то одной тропинке, по какому-то одному пути. Важен только собственный опыт, собственное устремление, собственная страсть к освобождению. Здесь нужно прыгать, потому что идти здесь невозможно. Если вы идете — это метод движения ума. Он хочет идти потихонечку, но тогда не может быть ничего неизвестного. Он постоянно пытается спрогнозировать, определить, что же там впереди, и только тогда готов сделать следующий шаг. Здесь должен быть прыжок, ум никогда не прыгнет, но сердце может прыгнуть.
Духовное сердце — это свеча, но она не зажженная. Хотите ли вы зажечь ее? Если нет, то с вами будет происходить только то, что уже было, и вы никогда не прикоснетесь к неизвестному. Вы можете быть большим философом, известным психологом, но это совершенно не значит, что вы пришли к пониманию. Я говорю о том серьезном устремлении, действительно серьезном устремлении туда, в неизвестное. Реальные переживания находятся глубоко внутри самого человека. Но, чтобы их испытать, он должен направить свое внимание внутрь себя, в самую глубину сердца. Он должен увидеть в себе все противоречия своего ума. И когда он увидит их, возникнет трение, и это трение может высечь искру, и эта искра может зажечь свечу. И когда свеча загорится и будет гореть постоянно, тогда всё поменяется в человеке, и тогда не ум, а сердце будет главным, потому что только в сердце есть целостность, только в нём и есть понимание. Но ум будет сопротивляться. Не надо бороться с ним, потому что, чем больше с ним борешься, тем сильнее он становится. Я предлагаю просто наблюдать за ним, за его играми и выкрутасами. Большинство людей занимаются тем, что уводит их от себя, от реальности. В детстве у каждого были такие периоды, когда он видел реальность в чистом виде. У маленького ребенка нет сейчас никаких забот. Он идет босиком по траве и видит птицу. Казалось бы, ничего особенного, но для ребенка это всё, это весь мир. Он видит сердцем, и он летит вместе с этой птицей, и он чувствует себя, как весь этот лес, как всё это небо. Он и жизнь — одно и то же. Нет наблюдателя и наблюдаемого — они едины. Почему человек перестал чувствовать? Понимание жизни приходит из личных переживаний, из сердца, а не из ума. Суть ума — разделенность, двойственность. Вы это увидите и узнаете, если будете наблюдать за ним. Ум, имея в себе эту двойственность, передает ее сердцу. Так рождается двойственность чувств, двойственность переживаний. Люблю и ненавижу. Хочу и не хочу. Двойственность переживаний заложена в сердце умом. Если вы будете наблюдать за своими мыслями и чувствами, то увидите, что ни одно чувство не рождается раньше мысли. Первой появляется мысль и только потом чувство. Чувство не появится, пока ум не даст согласия, пока ум не определит, что должно появиться. Вы увидите, что ни одно чувство не может возникнуть, пока мысль не назовет его. Так вот и получается, что тюрьма не только для мысли, но и для чувства. И если есть что-то в человеке, что действительно хочет вырваться на свободу, так это сердце.
Именно здесь рождается страх. Страх — это результат нежелания ума испытать что-то неприятное. Он ее перетаскивает из прошлого в будущее, видит ее и пугается ее. Есть только один орган, который может знать истину, — это сердце. Именно духовное сердце будет возражать против фальшивой жизни по-своему; болью, переживаниями, страданиями. Но через эти страдания можно прийти к альтернативе ума, к настоящему хозяину в человеке, к самому себе. Ум подобен дому с множеством слуг, которые всё время суетятся, бегают, но не могут ничего сделать, а только борются за власть. А настоящий хозяин — это тот, кто придет из сердца, из самой его глубины. Когда он придет, у вас не возникнет никаких сомнений в том, что он и есть настоящий хозяин. Нет интеллектуальных критериев, оценивающих просветленность человека. Но если это происходит с человеком, то он уже не сомневается. Его сердце знает, что это так, и тогда не требуется никаких подтверждений и доказательств. Вот почему те, кто действительно это знают, не сомневаются. Потому что их сердце узнало правду, истину. ... Можем ли мы видеть всё или только то, что разрешаем себе видеть? Если осознавать, если наблюдать без выбора за всем, что происходит в уме, не останавливать его, не пытаться заглушить его, а просто наблюдать, помня, что всё это только мысли и образы… И тогда вам, возможно, откроется что-то очень важное, именно для вас, то, что важно именно вам. Именно то, что сейчас происходит в вас, те закрытые области и зоны, которые в вас существуют и увеличивают фрагментарность вашего сознания. Увидеть их — значит открыть еще одну запретную зону, внести свет в еще одно пространство ума. Но открытие каждой из этих зон болезненно, ведь там ваш болевой опыт. Там то, что не хочется видеть. Но вы можете увидеть это, осветить светом осознания, прожить и отпустить.
Глава 7. В чём суть работы групп самоисследования Просто слушайте. Это настолько непривычно для человека, — просто слушать, просто быть в том, что есть Здесь и Сейчас. Вам не нужно ничего обдумывать, потому что тогда вы включаете время, вы пытаетесь что-то удержать или что-то отбросить. Может ли возникнуть целостное видение в таком состоянии? Станьте просто одним огромным вниманием и тишиной внутри. Тогда что-то может произойти. Если что-то стоящее и происходит, то оно происходит именно в момент здесь и сейчас, не когда-то, а именно сейчас, в это мгновение может что-то произойти, если услышать, если быть очень внимательным, если иметь очень большую страсть к тому, чтобы услышать, но только в это мгновение, когда это произносится, когда пишущий и читающий становятся одним, когда нет разделения, фрагментарности. Когда тот, кто говорит, и тот, кто слушает, становятся одним, тогда происходит это. Но это может произойти только немедленно, только в это мгновение. Здесь не может быть оттяжки. «Я пойму потом, здесь сказано». Нет, этого не будет. Есть только сейчас. Только сейчас это может произойти. Только сейчас. И это зависит от того, насколько открыты говорящий и слушающий. И это не вопрос времени, это вопрос реального мгновения, которое есть. И если стать одним, то это произойдет.
Но для того чтобы прийти к этому, к не-усилию, не-действию, нужно вначале прилагать усилие, надо приложить волю, надо действовать. Это парадоксально, но это так. Есть люди, которые говорят: «Я уже всё это познал, всё понятно, я так и живу». Но так ли это на самом деле? Усилие необходимо, чтобы человек начал задаваться такими вопросами, чтобы его ум захотел превзойти самого себя. Из этого усилия может родиться то, о чём мы говорим. Когда ум доходит до банкротства, он сдается, и тогда никакого усилия уже нет. И вот тогда всё произойдет само по себе. Когда ум сдается, то усилия прекращаются. Видение не требует усилия. Видение — это озарение, которое просто сходит без какого-либо усилия. Нельзя удержать счастье. Как только я начинаю прилагать усилия, чтобы быть счастливым, я моментально становлюсь несчастным. Есть то, что нельзя удержать, есть то, что невозможно предвидеть, есть то, что нельзя прогнозировать. Оно приходит тогда, когда оно приходит, а ум хочет всё спланировать, рассчитать и получить. Так вот, это не получится, здесь это не получится. Это дается не усилием.
Как я слушаю?
Я могу поделиться с вами, как я слушаю. Я всё время очень внимателен ко всему, что происходит. Очень внимателен. У меня при этом нет никаких мыслей. Я ничего не обдумываю. У меня даже не возникает никаких вопросов и никаких ответов. Есть просто очень большое внимание. Внимание к происходящему и со мной. Просто очень большое внимание. И вот из этого внимания что-то рождается. Я никогда не знаю, что родится. Просто оно проливается через меня и всё. Что-то рождается и проливается. Но если у меня есть какая-то проблема, если я о чём-то думаю, если что-то не дает мне покоя, могу ли я быть тотально, полностью внимательным к происходящему? Найти реальность в себе
Это очень существенно. Мы не сможем прийти к самому себе, если мы всё время будем бежать от себя. Бежать от самого себя — это заниматься теоретическими и философскими разговорами. Постарайтесь очень внимательно следить за тем, что происходит с вами, потому что именно видение того, что происходит, новое видение, позволит вам понять реальность. Пока вы не начали считать, что у вас есть проблема, проблемы нет. Если вы задаете какой-то теоретический вопрос и говорите: «Я хочу разобраться в этой проблеме глубже», то вы ее создали, и вы же хотите ей заниматься. Здесь очень четко виден наш основной тюремщик. Он же тюрьма, он же тюремщик. Это ум. Ум живет тогда, когда он мыслит о прошлом или будущем. Ум не заинтересован в видении настоящего, реального, потому что реальное — это то, что действительно существует. Ум же работает всё время с тем, чего нет. Он работает с нереальным. Для него быть в реальности, быть в настоящем моменте равносильно смерти. То, что здесь написано, это тоже некие слова, фразы. Для меня они, может быть, не являются теоретическими. Но для вас они могут являться теоретическими. И опять же я повторяю, что крайне важно - тот внутренний опыт, который вы можете получить. Именно опыт, именно переживание этого. Об этом крайне сложно говорить. Понимание придет к каждому каким-то своим путем. Это просто подготовка к нему. Только подготовка, подготовка к тому, чтобы это возможно скорее произошло с вами. Я всё время пытаюсь сделать одно — вытащить из всего, что в вас есть, хоть что-то реальное. А если человек теряет и ту крупицу реальности, которая в нём есть, тогда он оказывается полностью в мире фантазий, из которого нет выхода, потому что там не на что опереться, чтобы выйти. Поэтому найти в себе это реальное, усилить и опереться на него — самое важное для всех нас. Только реальное знание себя, только знание того настоящего, что Есть.
Интенсивность вашей устремленности
Когда в уме может возникнуть очень сильное желание в чём-то разобраться? В каком уме это может возникнуть? Чем более отупелый ум, тем меньше в нём есть энергии. Есть умы, которые имеют какую-то внутреннюю страсть к познанию истины, и тогда они начинают исследовать себя. Если взять различные религии, различные представления о мире, философские и так далее, — ведь это всё попытки ума узнать эту истину. Такие люди имеют большую страсть узнать это. все эти системы мы имеем как результат такого движения ума каких-то людей и их попыток найти истину. Интенсивность этих устремлений к истине очень различна. Характер и результаты самоисследования зависят от того, какова степень устремленности людей, которые его проводят.
Ум хочет обладать тем, что ему не принадлежит
Обратите внимание, что обычно делает ваш ум. Он все хочет узурпировать. Допустим, у вас было какое-то переживание, озарение. Причем, это переживание было состоянием вне ума. Так вот смотрите, что хочет сделать ваш ум. Он хочет узурпировать это переживание. Он хочет обладать тем, что ему не принадлежит. Вот в чём основная сложность. Он всё хочет узурпировать. Он хочет понять смерть, а ведь это состояние вне ума. Состояние, в котором ум отсутствует. И какую же хитрую штуку он делает. Он начинает об этом говорить. Вы начинаете об этом говорить. Это говорит ваш ум. Он говорит, и создается иллюзия, что он это знает и может понять. И тогда создается иллюзия, что это содержится в нём. Что он и есть тот, кто обладает этим. Он есть тот, кто может вам дать это. Всякое переживание, которое он имел или ему кажется, что он имел, он будет просто повторять. Поэтому ничего нового не происходит. У него есть только то, что он уже имеет, знает. Смотрите, как силен ум. Личность человека всё время пытается вернуться к привычному.
Ваш ум может превзойти себя
Обычно человек уходит от самого важного. Он думает, что может это скрыть, но то, что он больше всего пытается скрыть, более всего явно для других. Свою готовность к чему-то, к изменению чего-то, к прикосновению к чему-то в себе, к видению чего-то в себе вы определяете сами. Если вы не будете себе разрешать двигаться в этом направлении, видеть что-то в себе, то будете стоять на одном и том же месте. Чем больше вы будете разрешать себе это делать, тем больше будет ваше движение. Наблюдайте, осознавайте, получайте свой опыт. Наблюдайте за собой, за своими проявлениями в разных ситуациях, внутренними проявлениями: ощущениями, мыслями и чувствами. Вам нужен опыт осознания себя. Если его не будет, мы будем топтаться на одном и том же месте. Вам нужен внутренний опыт. Без него нет самоисследования, потому что, не имея его, нет материала для работы. Иначе вы будете просто перебирать, как карты, свои прошлые представления, какие-то философские измышления. Поэтому давайте осознавать себя как можно чаще.
Объемное мышление
Есть люди очень жестких убеждений. У них на все есть одна точка зрения. У каких-то других людей есть несколько точек зрения, они более гибки. Это уже определенное продвижение. Я разрешаю себе иметь много точек зрения на что-то. Для этого я не должен что-то утверждать. Я могу допускать. Что мы делаем, проводя исследование? Мы берем и такой ракурс взгляда, и такой. Мы могли бы высказать что-то и утверждать при этом, что это единственно правильно и всё остальное отбросить. Но мы этого не делаем. Мы говорим: «Допустим вот это, допустим это». Мы смотрим с очень разных точек зрения. И всегда помним, что всё это допущение. Мы не утверждаем, мы допускаем. Всё относительно. И тогда у нас возникает объемное видение даже в пределах ума. Если ум достаточно гибок, то даже с его помощью мы можем увидеть достаточно много. Посмотрите, разные люди — разные умы. Кто-то допускает возможность разных точек зрения, кто-то никогда не допустит больше одной. Так что и умы очень разные. Мы это видим. Ум одного человека может быть очень гибким, как ветер, как вода. Он, как ветер, облетает и смотрит со всех сторон. У кого-то ум как камень, если он врежет, то по одному месту и очень сильно. Разные умы. На самом деле, нельзя обойти ум, нельзя обойти чувство, нельзя обойти ощущение. Всё это должно быть развито. Потому что это требует определенного развития всех функций человека: двигательной, чувственной, интеллектуальной. Но дальше, когда это уже развито настолько, что можно осмыслять что-то, видеть что-то в себе, то начинают возникать запросы о том, как выйти за пределы всех этих сфер. Я не даю никаких обещаний, а предлагаю узнать главное: Кто же ты есть на данный момент, то есть соприкоснуться с реальностью. Соприкосновение с реальностью крайне неприятно для ума и для личности, потому что это соприкосновение с собственной механистичностью, с собственными иллюзиями, которые каждый из нас вынашивает, лелеет и холит. В этом проявляется наша «любовь» к самому себе. Потому что личность и есть этот набор убеждений. Я люблю себя, значит, я люблю свои убеждения. Проводя эту работу, мы вместе можем видеть, насколько каждый из нас к ней готов, как мы продвигаемся в практическом изучении самого себя.
Назвать — не значит понять
Ваш ум хочет получить описание того, что называют просветление, для того чтобы потом образно воспроизвести всё, что он узнал. В силу своего предназначения и природы ум не способен понять, что такое просветление, потому что это состояние вне ума. Но он стремится доказать, что он и на это способен. Почему ум всё время стремится что-то узнать? Узнав, он это воспроизведет с помощью образов и скажет: «Это у меня уже есть. Просветление. Нет ничего проще. Я знаю. Один просветленный мне всё рассказал по секрету, и со мной это произошло уже много раз». О каком просветлении можно говорить. Если это произойдет, то это произойдет. Но чтобы это стало возможным, надо увидеть природу ума. Потому что единственное, что мешает нам видеть ясно и целостно, так это ум и его игры. Здесь мы занимаемся тем, что выявляем и выставляем его игры на общее обозрение. И наблюдаем за тем, как он реагирует на его собственное разоблачение. Пока это не будет сделано, продвигаться вперед невозможно. Поймите, ничего нового не может происходить, пока ум работает по привычной схеме.
Всё, что ты говоришь, предназначено для тебя же
Самый интересный момент заключается в том, что всё, что мы говорим, мы говорим не другим людям, а себе. Переведите стрелку вашего внимания вовнутрь себя. Теперь попробуйте говорить бумерангом. Вы говорите что-то другому человеку, но всегда помните, что вы говорите это не ему, а себе. Почему это так важно? Потому что, еще раз повторяю, нет и не может быть никакого учителя в этих делах. Нет и не будет человека, который возьмет вас за ручку и переведет куда-то туда: к Богу, к нирване, просветлению. Только сам человек может быть себе учителем и учеником. Но чтобы стать учителем для себя самого, нужно научиться учиться. Если человек научился учиться, то ему не нужны ни учителя, ни авторитеты. У него есть жизнь, через которую он может познавать самого себя, то есть учиться. Некоторые люди приходят и говорят: «Научи меня». Я ставлю вопрос по-другому: «Давайте учиться учиться». Люди не умеют учиться учиться. Учиться учиться — вот, что очень важно. Осознанность — это умение видеть в себе одновременно все свои мысли, чувства и ощущения. Написанное в этой книге — это просто приглашение к исследованию. Здесь нет непреложных истин, которые надо запомнить и выполнять. Я вас приглашаю к исследованию самого себя. То, что я делаю и говорю, может помочь вам обратить внимание на что-то очень важное в себе. Но это произойдет только в том случае, если вы будете опираться на внутренний опыт исследования самого себя. Если у вас его нет, то что вы можете, кроме как высказывать общефилософские рассуждения? Я говорю об опыте осознания вами ваших собственных закономерностей в изменении мыслей, чувств, ощущений в зависимости от тех ситуаций, в которых вы находитесь. Но для этого надо учиться видеть себя изнутри. Начните с малого.
_________________ Не важно, что написано. Важно, как понято.
|