Будда и любовь. Как любить и быть счастливым -
Оле Нидал Цитата:
Любовь в отношениях мужчины и женщины рассматривается в буддизме как основа для личного роста и полноты жизни. Лама Оле Нидал объясняет, как Будда рекомендовал строить отношения, чтобы двое, а также и люди вокруг них, жили счастливо.
Полностью - тут:
http://www.e-reading.club/book.php?book=131949 Лама Оле Нидал - Будда и любовь. Как любить и быть счастливым.
Чем же является счастье на самом деле? Как нам сделать это состояние непрерывным? Буддизм показывает путь к постоянному счастью, не зависящему от внешних обстоятельств, и, более того, помогает нам самим превратиться в неизменный источник радости и любви. Все средства, предлагаемые Буддой, служат лишь этой единственной цели.
Соответственно, карма — это вовсе не «судьба». Напротив, знание этого закона дает нам исключительную свободу непрерывно засевать семена именно тех плодов, которые мы впоследствии хотим собрать.
Подлинное счастье всегда приходит как подарок.
В удачных взаимоотношениях почти не бывает драм. Мы вместе растем на трех уровнях: физическом, дающем любовь и защиту; внутреннем, предоставляющем основу для развития; и глубоком тайном уровне, где мы все больше сливаемся в одно целое. Все это чувствуется у действительно гармоничных пар. Их дети тоже несут в себе это доверие как постоянное благословение и потому бывают необычайно невозмутимы и уверены в себе.
• Обусловленная любовь ожидает, надеется, опасается и хочет больше получать, чем давать. Так возникают мешающие чувства — и мы становимся духовно все беднее.
• Дарящая, необусловленная любовь понимает, как сильно существа стараются обрести счастье в обычном мире, но не находят ничего постоянного. Тогда мы начинаем дарить, не думая о собственной выгоде. Наши мысли наполнены пожеланием счастья всем существам, а нашей речью и поступками руководит сочувственная, любящая мудрость.
Каждый приносит с собой из прошлой жизни множество впечатлений, которые определяют сегодня, но будущее мы все равно определяем сами — своими мыслями, словами и действиями.
Приводятся разные причины того, почему женщины в нашем западном обществе рожают мало детей или не рожают вообще. С буддийской точки зрения это явление связано с тем, что количество потоков сознания, обладающих достаточно хорошей кармой, чтобы родиться в таких благоприятных обстоятельствах, очень невелико.
Четыре основные мысли• Мы осознаем, какую драгоценную возможность получили в этой жизни: приносить пользу бессчетному множеству существ с помощью методов Будды. Лишь немногие люди встречаются с учением Алмазного пути, и еще меньше тех, кто способен его применять.
• Мы вспоминаем о непостоянстве всего составного. Вне изменений только безграничное ясное пространство ума, и неизвестно, долго ли мы будем располагать условиями для того, чтобы его познать.
• Мы понимаем причинно-следственную связь. Наше будущее зависит от нас самих. Прошлые мысли, слова и действия стали нашим сегодняшним миром, и сейчас мы засеваем семена будущего.
• Мы видим основания для того, чтобы работать с умом. Просветление — это вневременное высшее блаженство, а сейчас, пока сами подвержены запутанности и мешающим чувствам, мы не можем приносить пользу другим.
Будда учит осознанно направлять в полезное русло не только эту жизнь, но и будущие жизни — так перед нами открываются огромные возможности для действия.
Мы притягиваем то, что сами излучаем в мир. Буддисты не боятся воздаяния и не впадают в уныние из-за раз и навсегда определенной судьбы, но отважно вступают в ситуации. В конце концов, все причины можно изменить, пока они не созрели! Очевидно, что каждый создает свой собственный мир. Единственная возможность отделаться от неприятной кармы — это прервать поток плохих привычек. С этого мгновения жизнь может обретать только все больше смысла.
Три полезных настроя умаДовольствоваться малым и сохранять удовлетворенность.
Быть доброжелательным.
Развивать верные воззрения.
Иметь мало желаний и быть нетребовательным Счастливым становится только ум, и поэтому нужно искать счастье там, где оно есть: в собственном уме. .. Второй вид счастья является истинной целью буддизма — это само Просветление. Здесь узнается зеркало за картинками. пара переживает исполнение взаимных желаний в «здесь и сейчас». Когда пара все меньше внимания уделяет поиску счастья снаружи и все больше — внутри, возникает чувство глубокого удовлетворения.
Как проявляются удовлетворенность и умеренность в желаниях? Как свобода! Если у нас мало жестких ожиданий, мы почти все воспринимаем как подарок, как изобилие и богатство.
наша сила и старания постоянно направлены на будущее и мы не покоимся в «здесь и сейчас», но не что иное, как умение наслаждаться именно настоящим моментом, переживая присущее ему совершенство, придает развитию отношений глубину и мощь.
Развивать верные воззрения (избегать запутанности)
именно настоящее мгновение имеет наивысшую ценность: оно не вернется и не повторится. Рост всегда происходит здесь и сейчас. Тогда все узкое, мешающее и безрадостное, все, что сковывает ум, воспринимается как противоречащее окончательной истине. Каждая минута может быть последней, и поэтому не следует транжирить свое время.
Страдание пронизывает каждый нерв нашей кожи, каждую клетку мозга и каждый поток сознания. В буддизме это называется «страдание страдания». И пока человек не контролирует свои умственные состояния, каждое мгновение определяется смесью боли, безнадежности, отчаяния и страха перед будущим. если не развиваться в направлении вневременных ценностей, то всевозможные переживания — в том числе болезненные — будут повторяться во всех предстоящих жизнях.
Лишь по прошествии многих лет медитации блаженство становится постоянным и больше не нуждается в причинах.
Если бы не было колец, крючкам не за что было бы зацепиться. Если бы внешний мир не бередил наши действительно болезненные места, мы смотрели бы широко открытыми глазами
Тот, кто принимает все неприятное как урок, а приятное — как подарок, может только выиграть.
Зачем же мы этим занимаемся — «разглядываем» что-то за переживаниями и между ними? Нас влечет «малая» нирвана спокойствия ума и ощущение «я-больше-не-являюсь-мишенью», а затем — полное Просветление, великая нирвана пространства-радости. На этом уровне постигаешь все: и то, каким все является на самом деле.
По этой причине Будда рекомендует нацелиться на то единственное, что присутствует всегда и везде, — пространство. Оно вовсе не является «черной дырой» или неким «отсутствием». Пространство содержит в себе неразрушимое воспринимающее сознание, переживает светящуюся игривую радость и несет в мир активную любовь. Не рожденное по своей сути и свободное от всякого непостоянства и ограничений, оно представляет собой истинное Прибежище для каждого буддиста. И будучи просто осознаванием, оно присуще всем как состояние Просветления. Постигая его, освобождаешься от пут неведения и омрачений, то есть становишься пробудившимся — Буддой.
Если мы уже определились с целью, становится важен путь. Будда 2550 лет назад понял, что все есть общий сон, и потому мог учить методам, которые сначала освобождают из обусловленного мира, а затем пробуждают высшее видение. Эти методы составляют Дхарму — Учение, описывающее «то, каким все является».
Ориентация на эти вневременные ценности обогащает жизнь и наполняет ее смыслом, если применять соответствующие методы. Тогда наши изменчивые чувства сначала представляют собой лишь поле для тренировки, а затем и вовсе перестают быть решающими.
Упражнение по медитацииВ приведенной ниже медитации Малого пути мы учимся успокаивать ум и развивать отстраненность (или создавать внутреннюю дистанцию) от повседневного, постоянно обрушивающегося на нас мира событий. Таким образом мы постепенно выбираемся из беспокойного состояния ума, которое легко может стать причиной мыслей, слов или поступков, приносящих страдания. Это «удерживающее и успокаивающее» погружение сравнивают с привязыванием коня — он остается на месте и учится видеть то, что есть, вместо того чтобы за всеми гоняться. Если раньше мы почти все время участвовали в непостоянных играх мира, то теперь они на нас не влияют. Мы достигаем первого уровня спокойствия ума. Этим полезность такого медитативного упражнения не исчерпывается — оно служит превосходной основой для всех дальнейших медитаций.
Медитация на дыханиеМы сидим как можно более прямо, но не напрягаясь. Затем обращаем внимание на свое тело и стараемся быть всецело расслабленными. Расслаблены спина, живот, плечи, руки, шея и голова. Лицо тоже расслаблено. Глаза прикрыты, губы слегка соприкасаются.
Мы переносим внимание на поток воздуха, входящий и выходящий у кончика носа, и делаем несколько глубоких вдохов и выдохов. Теперь внимание направлено на дыхание: либо в области носа, либо в животе. При этом можно считать от одного до двадцати одного и затем еще раз сначала или же думать каждый раз: «Вдох — выдох». Дыхание абсолютно естественное и просто такое, как есть. Если мы дышим часто — значит, часто, если замедленно — то и тогда все в порядке. Мы наблюдаем за дыханием и ведем счет.
Если ум отвлекается, уходит в сторону, мы просто замечаем это и возвращаемся к дыханию. Если хотим, можно также произносить про себя: «Мысль» — или: «Отвлекся (отвлеклась)».
(Наблюдаем за дыханием.)
Мысли приходят и уходят, играют в прошлом и будущем. Мы просто замечаем это, и внимание возвращается к дыханию. Мы вдыхаем и выдыхаем, область живота то наполняется воздухом, то снова сокращается при выдохе.
(Продолжаем наблюдать за дыханием.)
Наш ум уже знает состояние отвлечения. И когда мы ловим его на этом, мы просто возвращаемся к дыханию: «вдох — выдох».
(Продолжаем наблюдать за дыханием.)
Теперь мы медленно возвращаемся, открываем глаза и снова воспринимаем окружающий мир. Мы заканчиваем медитацию.
Чувства Если видишь мешающие чувства такими, как они есть, то все легко. Тогда это лишь мимолетные фильмы на нашем внутреннем экране — мудрый человек, с усмешкой, почти не удостаивая взгляда, просто позволяет им появляться и исчезать. Однако лишь немногие способны пользоваться такой свободой. Непросветленность как раз и означает тотальную неспособность выбирать желанные фильмы и не обращать внимания на трудные. Все всплывающие чувства мы принимаем за реальные и чаще всего не понимаем, что сами их вызвали, что каждый беспрерывно создает собственную жизнь и карму. В этом круговороте причин и следствий, из которого не так просто освободиться, находится каждый из нас, до тех пор пока наш воспринимающий ум не обнаружит себя за всем, что воспринимается. Тогда осознающий и осознаваемое будут больше не разделены — как океан и волны, зеркало и отражения.
В южном буддизме цель всех устремлений — растворить постоянное отождествление с «я», то есть достичь Освобождения. Если мы действительно осознаем, что воображаемое «я» ни в коей мере не обладает свойством неизменности и, следовательно, представляет собой лишь ошибочное понятие, то станем свободны. Поскольку мы не являемся ни телом, которое когда-нибудь умрет, ни мыслями или чувствами, которые постоянно меняются, — нет никого, кто мог бы страдать. В центре внимания этого пути находится собственное счастье человека, индивидуальное Освобождение.
Махаяна дает нам возможность вместе пройти весь путь к Просветлению — наилучшим образом и при полном взаимообмене. На этом пути недостаточно осознавать отсутствие «я» — мы хотим также разорвать тончайшие завесы неведения и достичь Просветления для блага всех.
Буддизм начинается там, где заканчивается психология
В психологии все большее признание получает в высшей степени буддийская рекомендация рассматривать мешающие чувства отдельно от самого человека. Если в семидесятые годы рекомендовалось «выпускать пар» и полностью проявлять каждое чувство, то теперь стало ясно, что лучше растворять те представления, которые лежат в основе наших эмоций.
Буддизм указывает на вневременного воспринимающего, то есть на ум. Мы хотим познать ум, неразрушимый по своей природе, воспринимающее пространство — то единственно надежное, что присутствует везде во все времена.
Сознательная работа с чувствамиЕсли мы постоянно сознаем свойственную уму свободу и неразрушимость, то год от года все более устойчиво переживается радост¬ное чувство единства со всем вокруг. Когда оставляешь позади привязанность к страданию и ограниченности, мир воспринимается в его игривом многообразии, полном радости и смысла. В конечном счете Просветление — это самое сильное и надежное счастье, ведь в его основе лежит только пространство. Следовательно, это состояние не может ни закончиться, ни раствориться. Эта цель по-настоящему чудесна. Однако, как мы уже видели, неизмеримое многообразие ума допускает до 84 тысяч обусловленных состояний и мешающих чувств. Несмотря на то что они меняются каждое мгновение, мы принимаем их всерьез, видим в них подтверждение правильности собственных оценок и охотно напрягаем тело и речь. Если считать мешающие чувства «справедливыми», убедительными и в соответствии с этим высказываться или действовать — начинаются драмы.
Внимательность и отстраненностьДля умелого обращения с трудными внутренними состояниями буддизм предлагает путь из трех ступеней. Прежде всего нужно лучше изучить мешающие чувства и стараться распознавать их уже на стадии возникновения. В напряженных ситуациях мешающие чувства легко приводят к соответствующим поступкам и словам. Кроме того, они укрепляют привычку к «реакции короткого замыкания».
Наилучшее средство, позволяющее человеку научиться ориентироваться в океане своих чувств, — это ежедневная, правильно освоенная получасовая медитация. Помимо всяческой другой пользы, в том числе на уровне тела, она дает внимательность, позволяющую нам распознавать и внешние, и внутренние условия, при которых легко возникают мешающие чувства.
Поскольку любая помеха всегда обусловлена, без пропитания она сама собой теряет силу и в конце концов отпадает. Если ум сознает это уже во время медитационного погружения, то в следующий раз подобные помехи не смогут так на него влиять. Чтобы знать свою силу и сохранять ее вне зависимости от изменчивых чувств, требуется стойкость и способность к зрелому самонаблюдению: «Как дела у меня сегодня? Что за дыры образовались в моих доспехах? Почему это так досаждает мне? Как выйти из этого состояния?»
В медитации мы направляем ум на определенные объекты, считаем вдохи и выдохи или просто наблюдаем за тем, как воздух входит и выходит у кончика носа. Так помехи теряют свою значимость и силу — ведь мы сосредотачиваемся на чем-то ином и не уделяем им никакого дополнительного внимания.
Растворение жестких представленийЕсли у человека нет хотя бы кратковременного опыта непоколебимого воспринимающего пространства, он остается под властью своих глубинных тенденций и взгляда на вещи. Если на первом пути мы по возможности избегали появления болезненных чувств, на этом втором уровне мы работаем над их искоренением. Огромным освобождением является сознание того, что мы не столь беспомощны перед своими внутренними состояниями, как это часто кажется, и сами постоянно окрашиваем те очки, через которые смотрим на мир. Понимая, что чувства не обладают окончательной реальностью и что о жизни можно думать иначе — с позиции «и то и другое», — мы постепенно обретаем свободу самостоятельно формировать мир своих чувств. Мы перестаем поддаваться всем переменчивым настроениям и позволять им влиять на наше поведение. Если своевременно помещать чувства под лупу, можно разглядеть, что за модели лежат в их основе, и постепенно лишать их убедительности.
Если мы поняли этот механизм, то исследование мыслительных стереотипов, скрывающихся за мимолетными эмоциями, становится увлекательным занятием. Мы больше не стремимся придать им такую форму, чтобы они могли считаться подтверждением наших воззрений, и в ответ находим больше пространства в уме.
Неудовлетворенность собственной жизненной ситуацией и зарождающуюся жалость к самому себе легко можно лишить остроты, сравнивая положение свое и других. Если подумать, в каких страшных условиях людям порой приходится жить, наши собственные трудности покажутся просто роскошью.
Появится также базовое понимание того, что, возможно, все в конечном счете является сном, из которого можно проснуться, а за всеми явлениями есть нечто абсолютно чистое — истинное Прибежище.
Использовать энергиюРаботу с мешающими чувствами на третьем, высшем уровне стоит описать образно. Говорится, что мы впускаем вора в пустой дом, не давая врагу никакого питания и силы. Это значит, что мы абсолютно бюрократично и упрямо продолжаем заниматься тем, что у нас перед носом. В случае страданий мы ведем себя как слон, наткнувшийся на колючки, — не обращаем на них внимания. Да, колючки есть, но мы сохраняем невозмутимость, сознавая толщину и прочность своей кожи. Мы не даем мешающим чувствам никакой власти. Они напоминают глупый фильм по телевизору, который мы не обязаны смотреть, или зоопарк, где можно посмеяться над комичными животными, неспособными навредить нам. Эмоции еще не раз восстанут против такого отношения. После неоднократных выступлений — под разными масками, но со все меньшим успехом — они постепенно отступят. При таком отношении быстро испарится любое мешающее чувство.
Если эмоций становится больше, можно очень эффективно спускать их по скользкой поверхности внутренней «масляной пленки» из мантр. Это держит запутанные чувства в подвешенном состоянии, вне связи с телом и речью, препятствуя укоренению привычек, рождающих боль.
Узнавать трудные чувства, намеренно лишать их дополнительной подпитки со стороны мыслей и воспоминаний, наблюдать за ними во время их растворения — вот увлекательное упражнение для каждого. Если нам не хватает времени или внимания, мы можем исследовать ум выборочно. Каждый шаг в понимании изменчивости наших ощущений приносит освобождение от их удушающей хватки.
В буддизме эмоции сравниваются с тигром на охотничьей тропе:.. но венец всех возможностей — использовать силу тигра, попросту оседлав его. Любое мешающее чувство можно, в зависимости от выбранного уровня, отставить на обочину, преобразовать или сделать полезным. Иногда хорошо смешивать разные средства. Чем лучше мы знаем своего врага, тем больше шансов победить.
Пять главных мешающих чувствНеведение, запутанность и глупостьВместо того чтобы снова и снова обсуждать и анализировать какую-либо ситуацию и продолжать то, что уже не удалось, лучше с железным упорством оставаться в «здесь и сейчас». Японские самураи имели обыкновение принимать решения на протяжении семи вдохов. Если это было невозможно, самурай переключался на что-нибудь другое, полагая, что для принятия решения еще не созрели либо условия, либо он сам.
Или можно думать, как Миларепа — знаменитый йогин Тибета. Более 900 лет назад он говорил своим ученикам в гималайских пещерах: «Чем больше у меня запутанности — тем веселее, чем больше гордости — тем упорнее я могу работать». Мы разрешаем чувствам, плескаясь, проплывать мимо и относимся к ним так же, как взрослый после напряженного дня относится к шумным играм соседских детей: пока никто из шалунов не пытается запихнуть младшую сестренку в мясорубку, все в порядке. Мы воспринимаем этот шум, но не придаем ему значения, просто продолжая заниматься своими делами, — чувства же пусть приходят и уходят, как хотят. Тогда свет солнца вневременной мудрости пробивается сквозь все облака, как у Будды.
Привязанность, скупость и алчность
Ненависть, гнев и отвращениемы получаем от других лишь то, что сами причинили им раньше. В результате неприятных переживаний мы избавляемся от плохой кармы, и лучше видеть в ней урок терпения: «Без терпения нет Просветления, а без неприятных людей нет терпения. Что ж, спасибо вам большое за помощь на пути!»
Ревность и зависть
ГордостьВ случае гордости наилучшее противоядие — помнить о природе Будды, присущей всем.
А вот противоядия:
• От неведения — осознавание сути всего происходящего.
• От желания — щедрость.
• От ненависти — сочувствие и терпение.
• От гордости — осознание равенства всего.
• От ревности — желание счастья другим существам.
Три уровня преодоления мешающих чувств
1. Сознательно избегать обстоятельств, вызывающих мешающие чувства.
2. Осознавать, что они подобны сну, и применять противоядия.
3. Не обращать на них внимания, при затухании узнавать их истинную природу как мудрость и использовать их энергию.
Если работать с мешающими чувствами, то за сменяющими друг друга картинками обнаруживается зеркало, под волнами — неподвижный океан. То, что само по себе не имеет никаких вещественных характеристик, — осознает все вещи и в данный момент нашими глазами смотрит в пространство. Это именно тот воспринимающий, которому только и можно доверять, и неразрушимую суть которого можно познать с помощью медитации.
Медитация «Давать и принимать» (тонглен)
В этой медитации мы для блага всех настраиваемся на нечто неприятное — страдание — и преобразуем его в любовь. И поскольку нам известно об отсутствии истинного «я», страдания не могут нанести нам вред. Цель этой основополагающей медитации Великого пути — развить сочувствие.
Мы ощущаем бесформенный поток воздуха, входящий и выходящий у кончика носа, и замечаем, как мысли, чувства и шумы появляются и исчезают, но не оцениваем их.
Когда ум успокаивается, мы принимаем Прибежище в Будде (цели), Учении и друзьях на пути. Мы хотим медитировать, чтобы научиться приносить пользу всем существам и понять нереальность всех обусловленных состояний.
Теперь мы представляем страдания всех существ в виде черных облаков вокруг них. Эту черноту мы естественно и без усилий вдыхаем. Опускаясь в наше сердце, она моментально превращается в лучезарный ясный свет, который мы направляем обратно к существам, выдыхая через нос. Он распространяется, достигает их всех и дарит им всевозможное счастье. Мы продолжаем до тех пор, пока это приятно.
В завершение мы желаем, чтобы все хорошее, созданное таким образом, принесло пользу всем существам.
Неизмеримая любовь развитие этих четырех видов любви, которые называются Четырьмя неизмеримыми.
• ЛЮБОВЬ — пусть у всех существ будет счастье и причины счастья;
• СОЧУВСТВИЕ — пусть существа будут свободны от страданий и причин страданий;
• НЕЛИЧНОСТНАЯ РАДОСТЬ — пусть существа не отделяются от истинного счастья, в котором нет страданий;
• РАВНОСТНОСТЬ — пусть все существа пребывают в великой равностности, свободной от привязанности и неприязни.
Жалость означает: «Бедненький, я тоже думаю, что у тебя ничего не получится». Сочувствие, напротив, высвобождает у всех энергию, позволяющую человеку взять жизнь в свои руки. Если действовать с сочувствием сообразно ситуации, не останется места для нездорового «синдрома помощника».
жизнь полна сюрпризов, но при этом сутью каждого существа является неуязвимое пространство.
Четыре неизмеримых• Любовь. Нам нравятся все люди без исключения, независимо от того, что они делают, говорят или думают, и мы желаем им всевозможного счастья.
• Сочувствие. Мы знаем, что все существа, в каких бы обстоятельствах они ни жили, периодически испытывают страдания. Мы желаем им свободы от страданий и действуем соответственно этому.
• Сопричастная (неличностная) радость. Мы радуемся счастью других и желаем, чтобы оно было постоянным.
• Равностность. Ум больше не подвержен таким мешающим чувствам, как привязанность и отвращение, и осознает природу Будды всех существ.
Упражнение по медитацииБодхисаттва по имени Любящие Глаза (тиб. Ченрезиг, санск. Авалокитешвара) олицетворяет сочувствие всех Будд.
У него четыре руки Руки символизируют четыре вида любви: любовь, сочувствие, неличностную радость и равностность. Его атрибуты (хрустальная мала, цветок лотоса, разноцветные покрывала и многое другое) и смысл, который в них заключается, без слов воздействуют на подсознание.
Центральным аспектом является его мантра ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ. С каждой мантрой буддист желает всего наилучшего всем существам. Такую же роль играет мантра и в медитации.
Непосредственное значение мантры — следующее:
ОМ очищает все вредные впечатления, возникшие из гордости;
МА очищает все вредные впечатления, возникшие из зависти и ревности;
НИ очищает все вредные впечатления, возникшие из привязанности и желания;
ПЕ очищает все вредные впечатления, возникшие из неведения;
МЕ очищает все вредные впечатления, возникшие из жадности и алчности;
ХУНГ очищает все вредные впечатления, возникшие из гнева и ненависти.
Мантра ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ
Буквальный перевод мантры:
ОМ — Пространство, пробудись! МА НИ ПЕ МЕ — Алмаз в Цветке Лотоса (это имя Будды, и так призывается его сила), ХУНГ — действуй!
Мы сосредотачиваемся на мысленном образе Любящих Глаз, из каждого слога излучается свет, и одновременно мы повторяем мантру. Благодаря этому раскрываются свойственные уму сочувственные качества.
Повторение слогов ослабляет мешающую силу идеи «себя» и создает больше пространства для распространения сочувствия.
После медитации мы сохраняем это состояние столько, сколько можем, чтобы развивать все больше сочувствия к существам.
Любящие Глаза возникает, как только мы о нем подумаем. Далее следует очень простой способ медитативного погружения, который может использовать каждый.
Медитация на Любящие ГлазаСначала мы сосредотачиваемся на цели — полном постижении природы ума, Просветлении. Затем — на средствах, которые нас к этому ведут. ...
Мы сидим с прямой спиной, подбородок слегка втянут, ладони сложены ниже пупка, правая поверх левой, большие пальцы соприкасаются. Пока ум не станет спокойнее, мы следим за потоком воздуха, который входит и выходит у кончика нашего носа.
Теперь в одно мгновение над нашей макушкой и головами всех существ появляются фигуры Любящих Глаз, цвета лунного камня, сияющие и неописуемо красивые. Все они обращены в том же направлении, что и мы. Четыре руки каждого из Бодхисаттв выражают любовь, сочувствие, неличностную радость и равностность, а украшения символизируют его совершенные качества.
Мы громко или тихо повторяем мантру ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ. Все это время из каждой формы, из точки на уровне сердца ко всем существам излучается радужный свет любви, наполняя весь мир.
ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ, ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ, ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ, ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ…
Теперь все существа лучатся благословением, и все совершенно. Каждая мысль — мудрость, каждый звук — мантра.
Теперь Любящие Глаза обещает быть с нами, как только мы подумаем о нем. Все просветленные формы исчезают в свете, и все существа счастливы.
В завершение мы желаем, чтобы все хорошее, что сейчас возникло, распространилось на всех существ и показывало им суть ума.
Величайший смысл содержится в решении узнавать природу ума. Только ум может переживать счастье. Оно зависит также от того, насколько мы понимаем нереальность и изменчивость «я» и насколько вместе с тем допускаем, что явления подобны сну: тогда все освобождается.
Щедрость ..Когда такие люди слышат истину, известную только религиям опыта (что мозг, разлагающийся после смерти, не производит сознание, но всего лишь «обрабатывает данные» потока ума, который с безначальных времен переходит из одного состояния или тела в другое), — в их жизни появляется глубочайший смысл. Среди всех проявлений щедрости это — самое прекрасное. Кроме того, в буддизме известно, что даже при старческом слабоумии все программы продолжают работать, следовательно, человек остается полностью человеком. Просто радиоприемник, то есть мозг, трещит и передает все меньше из того, что знает. Если суметь донести до людей это понимание, можно помочь им сохранить человеческое достоинство на последнем отрезке жизни.
Поэтому в партнерстве важнейшей задачей является взаимная поддержка в духовном развитии. Мы укрепляем любимого человека в его доверии к присущим ему драгоценным качествам. Тем самым он получает возможность играть свои лучшие роли, а впоследствии начнет все увереннее опираться на собственные силы. Каждое мгновение является началом оставшейся части нашей жизни, и мы постоянно сами создаем свой мир.
Будучи буддийским учителем, я консультирую бессчетное множество людей во всем мире, и моим лучшим средством всегда было следующее: нужно долго хвалить человека за те или иные полезные качества, до тех пор пока он и сам не начнет их замечать и развивать. Это вовсе не лицемерие и не выпад против реализма. — это «динамическая истина». И самое интересное — это действует.
«Когда хорош ум, хорошо все».
Терпение «Сильные люди делают то, что хотят, так зачем же им гневаться?»
Труднее всего понять и применять тот вид выдержки, который нужен в медитации. Он заключается в том, чтобы не обращать внимания на всевозможные ожидания и жесткие представления о том, как медитация должна происходить, и несмотря ни на что продолжать практику. ум, который цепляется, отталкивает и пребывает в прошлом или будущем, не является ясным. Он не осознает «здесь и сейчас», не воспринимает воспринимающего. Чем скорее мы начнем просто упражняться в совершении хорошего и перестанем искать результаты, тем дальше продвинемся на пути.
Радостное созидание«без усердия нет награды». Спортсменам и художникам отлично знакомо освобождающее действие радостной активности. Чтобы желанные качества могли развиться, а достойные поступки превратились в привычку, требуется длительное, часто очень длительное, вложение сил.
никакие качества не передаются из одной жизни в другую так непосредственно, как усердие. Если в этой жизни мы создали много энергии — нам и в будущих воплощениях удастся удерживать этот высокий уровень.
Медитация же, кроме всего прочего, дарит нам свободу.
Медитация: внутренняя дистанция и покой ума В буддийские медитации мы сначала настраиваемся на то состояние ума, которого хотим достичь, а затем постепенно осуществляем его.
В контексте освобождающих действий под медитацией понимается однонаправленное удерживание ума — с объектом (например, дыхание) или без него. Существуют бесчисленные способы без отвлечения направлять ум на какую-то одну точку. Если упражняться в этом, со временем пробуждается мудрость, которая присуща уму всегда и благодаря которой все описанные до сих пор действия становятся освобождающими.
Буддийские медитации имеют, вообще говоря, только одну цель: создать предпосылки для того, чтобы мы могли свободно и без усилий покоиться в том, что есть. Медитация означает не терять осознавания того, что именно осознает явления, и так шаг за шагом приближаться к раскрытию воспринимающего за восприятием, то есть самого ума со всеми его способностями.
Если любое переживание остается свободным, и во всем обнаруживается много простора, то мешающие чувства не имеют силы, и мы на правильном пути. Благодаря этому высвобождается глубинное видение. Постепенно превращаясь в постоянный опыт, оно переживается необычайно радостно. «Это как рисование на воде. Прошлого уже нет, будущего еще нет, и настоящее мгновение само по себе совершенно».
С помощью медитации мы переживаем вневременное и видим то, что присутствует за мыслями и между ними. Мы наслаждаемся всем, что порождается умом. Благодаря этому приходит пронизанное неописуемым блаженством понимание, что осознавание само по себе не нуждается ни в каком объекте — оно может сохранять свою полную силу и тогда, когда ум не осознает ничего конкретного. Его совершенные качества присутствуют сами по себе. Имея возможность применять средства для получения такого опыта, стоит считать себя счастливчиком, так как счастье придет неизбежно.
Чрезвычайно эффективные средства нацелены на человека как целое. Они нажимают на бесчисленные кнопки в сознании-хранилище. Так можно за несколько лет добиться удивительных изменений, и любое вложение усилий оправдывает себя — прежде всего в долгосрочной перспективе. Каждое повторение мантры имеет смысл, каждое мгновение, когда мы освежаем чистое видение, приносит пользу. Спустя некоторое время мы с удивлением замечаем, как мыслительные модели, которые укоренились в нас с детства и сопутствовали нам на протяжении жизни, все больше превращаются в просветленные мудрости. Мы все чаще и дольше осознаем свою основополагающую просветленную природу, видим других и самих себя на все более высоких уровнях.
ум безграничен и неразрушим. Поскольку ничто не может причинить уму вред, нет необходимости оценивать себя на основе своих внутренних переживаний. «Что нам делать со своими мыслями?» Миларепа отвечал: «Если ты видишь величие горы, как тебя может заботить пара кустов, растущих на ее склоне? Если ты чувствуешь глубину океана, что может сделать тебе пара волн? Если ты ощущаешь силу осознающего, свою способность воспринимать, свое внутреннее богатство — почему ты считаешь такими важными переживания, которые по своей сути обусловлены и мимолетны, непрерывно приходят и уходят?»
Раскрытие мудростиИ ум, и все вещи, которые проявляются внутри и снаружи, лишены собственной природы, «пусты». Все возникает из пространства, свободно в нем играет, осознается и снова возвращается в пространство. Чтобы обрести такой опыт, воспринимающий должен «смотреться в зеркало» посредством медитации и узнавать себя как сознательное пространство без начала и конца, центра и границ.
За всеми этими возможностями в пространстве освобождающей всегда является пустота, которая, на самом деле, означает полноту. Нет ничего, что было бы чем-то «само по себе», однако все проявляется — таково высшее учение. Если оно понято, то больше ничто не сможет нас ограничить. Есть только счастье внутри и свершение снаружи. Из этой ситуации ум легко осмеливается все чаще переживает силу своего внутреннего сияния и непрерывный поток спонтанно возникающих озарений. все наше поведение становится свободным от усилий и полностью соответствует «здесь и сейчас».
• медитация означает удержание и успокоение ума (шинэ), позволяющее отстраняться от мешающих чувств и познавать их непостоянство;
• освобождающая мудрость означает проникающее видение нереальности своего «я» и всех явлений.